5 бизнес-инструментов для личной жизни и карьеры

В бизнесе используют разные инструменты, чтобы определить ценность товаров или услуг, основные характеристики, востребованные у потребителей, создать привлекательную упаковку. Но и в жизни тех, кто не имеет отношения к бизнесу, эти инструменты могут быть крайне полезными.

Инструменты, хорошо показавшие себя в бизнесе, вполне реально использовать и в повседневной жизни. Найдите проблему, которая актуальна для вас, и воспользуйтесь опытом предпринимателей, чтобы ее решить.

1. Если трудно решиться на перемены

Составьте план по SMART: эту аббревиатуру используют менеджеры для определения целей и постановки задач.

Цель с точки зрения системы SMART должна быть точно сформулированной (Specific), измеримой (Measurable), привлекательной (Attractive), достижимой (Reachable) и привязанной ко времени (Timebound).

Например, ваша цель — создать счастливую семью к 2022 году, а вы при этом одиноки. Для ее достижения вам нужно:

  1. Подготовиться физически: решить проблемы со здоровьем и внешностью, найти время на свидания, составить план выхода в свет для знакомств.
  2. Подготовиться материально: выделить средства на поездки, регистрацию на сайтах, создание имиджа.
  3. Подготовиться морально: избавиться от иллюзий, проработать травмы.

Теперь в каждой их трех сфер снова поставьте цели по SMART: записаться к психотерапевту, скорректировать рабочий график, приобрести новую одежду. Потом разбейте их на подцели, близкие и достижимые: накопить определенную сумму денег, делегировать обязанности, чтобы освободить время, и так далее.

2. Если трудно приспособиться к переменам

В этом случае на помощь приходит метод «швейцарского сыра», когда вы делаете сегодня то, что можете, и не строите далеко идущих планов.

Например, вы хотите поменять работу, но сейчас трудно найти свободную вакансию, да и очные собеседования проводят не все. Значит, вы можете сосредоточиться на самообразовании, записаться на онлайн-курсы, написать план ответов на вопросы работодателей.

И конечно, интервью в режиме онлайн — тоже вполне реальный способ найти новое место.

3. Если трудно выбрать один из нескольких вариантов

У вас есть возможность поехать в отпуск в одни из стран, приобрести кухню той или иной фирмы, провести выходные с несколькими знакомыми. И ни один из них не идеален, в каждом есть изъяны, и вы не можете определиться, с чем готовы смириться, а с чем не готовы. Что же делать? Сделайте SWOT-анализ!

Это метод стратегического планирования, основанный на сравнении вариантов по четырем категориям:

  1. Сильные стороны (strengths).
  2. Слабые стороны (weaknesses).
  3. Возможности (opportunities).
  4. Угрозы (threats).

Выпишите в верхнем левом углу листа сильные стороны и плюсы одного из вариантов, в правом верхнем углу — минусы и слабые стороны. Внимательно изучив написанное, определите, какие возможности заключены в этом варианте, какие есть риски и опасности. Их выписываете, соответственно, в левом нижнем углу и в правом нижнем.

При этом и возможности, и опасности могут быть результатом как сильных сторон, так и слабых. Затем таким же способом распишите другие варианты. А потом сравните — что получилось. Так сделать выбор будет гораздо проще.

4. Если трудно разобраться, кто нужен вам и кому нужны вы

Те же проблемы решают бизнесмены при запуске нового проекта. Не возбраняется подобным образом определяться и с тем, чего вы хотите от потенциального спутника жизни или нового друга. Чтобы более ясно осознать свои потребности и понять, на чей интерес вы сами можете рассчитывать, следует ответить на несколько вопросов:

  1. Кто вам подойдет?
  2. Кому подойдете вы?
  3. Где вы можете встретить друг друга.

На вопрос «Кому подойдете вы?» ответ можно получить, обратившись к SWOT-анализу собственных слабых и сильных сторон. Отвечая на вопрос «Кто подойдет вам?», используйте способы, которые обычно помогают при определении целевой аудитории. Описываете в подробностях, какой человек вам нужен, какова могла бы быть его собственная мотивация для отношений, какие у него есть интересы, цели. Разобравшись с этим, вы четче поймете, где с ним можно познакомиться.

5. Если трудно разобраться, подходит ли вам тот или иной кандидат

Бывает, нам непросто понять, что именно происходит в наших отношениях с партнером или другом. Воспользуйтесь матрицей Брюса-Хендерсона, чтобы увидеть картину целиком. Вам нужно оценить три параметра того, с кем вы общаетесь, по каждому пункту:

  1. Время, которые вы тратите на общение с этим человеком.
  2. Динамику развития отношений.
  3. Эмоции от общения.

Время можно оценить в процентном соотношении. Два других показателя нужно оценить в баллах: от -5 до +5. Рисуете ось координат, где по оси абсцисс размещаются баллы, которые будут означать эмоции от общения, а по оси ординат — баллы, обозначающие динамику отношений.

Размещаете ухажеров на пересечении их показателей по обеим осям и обозначаете кружком такого диаметра, который соответствует выделяемому времени. Все, кто находятся в минусовых зонах или близки к нулю, — бесперспективны. А наибольшие шансы на успешные отношения у вас с тем, кто «забрался» выше остальных в правом углу.

Как видите, бизнес-инструменты можно успешно применять и в личной жизни. Принимая решения, выбирая работу или потенциального партнера, удобно и полезно просчитывать ходы и варианты, опираясь на отработанные и широко используемые методы.

Об авторе

Оксана Московцева — автор книги «Проект «Любовь». Бизнес-план создания здоровых отношений и счастливой семьи». Ее сайт.