5 любимых сказочных персонажей, которые подают детям плохой пример
Фото
Кадр из фильма «Морозко»

1. «Золушка», 1949 год

Главная героиня — кроткая и трудолюбивая сирота, которая находится в тотальном подчинении мачехи и сводных сестер. Золушка — единственная, кто работает в доме, и она безропотно выполняет самые бессмысленные приказы и капризы. В этом образе воплощены все те традиционные черты характера, которые веками ценились в женщинах, — пассивность, послушность, спокойствие и доброта.

Сказка же, по сути, учит тому, что непротивление злу и кротость характера рано или поздно будут вознаграждены по заслугам — появятся фея-крестная и принц на белом коне, и жизнь наконец забьет ключом.

Стоит ли говорить о том, что в современном обществе девушке вовсе не обязательно терпеть унижения и издевательства, чтобы заработать себе билет в счастливую жизнь? Именно это стоит прояснить своему ребенку при просмотре сказки. Ведь по большому счету Золушка — настоящая жертва абьюза.

Кстати, в более поздних экранизациях сказки характер Золушки становится более живым и понятным современным детям.

2. «Морозко», 1964 год

Эта русская зимняя сказка тоже рассказывает про сироту, но с бонусом в виде Деда Мороза. У Настеньки с Золушкой много общего — она такая же застенчивая и безропотная и так же легко отодвигает на задний план собственные чувства и потребности. Иначе что заставляет ее говорить Деду Морозу, что ей тепло, когда лицо уже покрывается инеем?..

Детям стоит объяснить, что хотя и бывают ситуации, когда собственными интересами можно пренебречь, чтобы помочь другому человеку, чаще нужно включать здоровый эгоизм и прислушиваться — как к своему организму, так и к своим желаниям. Например, если человек говорит с вами грубо или делает что-то, что вам неприятно, нужно сказать об этом, а не терпеть.

3. «Русалочка», 1968 год

Диснеевский мультфильм 1989 года заканчивается хеппи-эндом — чего не скажешь о советском мультфильме, авторы которого далеко от оригинала постарались не уходить. Ведь в сказке Г.Х. Андерсена русалочке так и не удалось добиться любви принца — он предает ее ради другой, и героиня растворяется в морской пене.

Перед нами девушка, которая пожертвовала всем, что у нее было — счастливой семьей, друзьями, прекрасным голосом, — ради любви. Чтобы завоевать принца, Русалочка даже соглашается терпеть адскую боль, которую ей причиняет каждый шаг. По сути, следуя за возлюбленным, она полностью теряет себя.

Это красивая и трагичная история, но детям стоит объяснить, что в реальной жизни, влюбившись, не стоит бросаться с головой в омут, растворяясь в другом человеке — как и отдавать все, не получая ничего взамен. Здоровые отношения обычно не похожи на игру в одни ворота: это всегда в определенном смысле обмен — эмоциями, временем, поступками, словами.

4. «Красавица и чудовище», 1991 год

Главная героиня Белль в мультфильме показана начитанной и интеллигентной девушкой, ей не слишком нравится город, в котором она живет, и окружающие ее люди.

При этом у нее налицо синдром спасателя: сначала она спасает отца, затем — Чудовище. Она стоически терпит скверный характер Зверя, пытаясь его изменить, и наконец получает желаемое — он превращается в прекрасного принца.

Девочкам стоит объяснить, что в отношениях вообще не стоит слишком рьяно пытаться изменить партнера — это не понравится никому и результатов никаких не принесет. Начинать всегда лучше с себя. В то же время, если любимый наотрез не хочет менять свое поведение — это может быть что угодно, от алкоголизма до отсутствия заботы, которое проявляется в мелочах, — исправить это вам не под силу.

5. «Царевна-лягушка», 1954 год

Иван Царевич, конечно, мог надеяться на лучшую партию, но его стрела угодила в болото, едва не пронзив будущую супругу. В итоге же из квакушки получается просто идеальная жена: умница, красавица, прекрасная хозяйка… Порой даже кажется, что интеллектом Царевна-лягушка явно превосходит своего мужа и сама явно могла бы подыскать себе кого получше.

Детям при просмотре стоит объяснить, что в современных семьях женщины могут позволить себе быть разными: кто-то любит готовить, кто-то качественно убирается, кто-то много зарабатывает. Домашние обязанности муж с женой могут делить поровну, в зависимости от того, кому что дается лучше. Нет необходимости соответствовать некому каноничному образу хорошей жены — он уже безнадежно устарел.

Подготовлено по материалам Parents