5 простых истин от буддийского монаха, которые перевернут вашу жизнь | Источник: Tanison Pachtanom/Shutterstock/Fotodom.ru
Фото
Tanison Pachtanom/Shutterstock/Fotodom.ru

В преддверии III Международного буддийского форума, который пройдет в Элисте с 25 по 28 сентября, мы поговорили с председателем Центрального духовного управления буддистов России Геше Йонтеном и делимся 5 буддийскими идеями, способными стать путеводной звездой для каждого.

1. Все составное — непостоянно

Представьте: любимый автомобиль все хуже держит скорость, а в знакомом сервисе поговаривают о выходе аккумулятора из строя. Много дорог было изъезжено, много песен спето в салоне, но с дорогим сердцу четырехколесным другом, вероятно, придется расстаться. Сожаление — меньшее, что многие испытают в подобной ситуации. Как избавиться от горького чувства потери?

Буддизм дает внятный ответ: все составное, прежде всего материальное, непостоянно по определению, значит, в привязанностях к нему нет смысла

Машина, телефон, дом отнюдь не вечны, и их поломка, исчезновение, разрушение — вопрос времени. Отсутствие зависимости от преходящего освобождает от потенциальных страданий — тот же принцип применим и к человеческим проблемам, печалям и горестям.

Тяжелый день может сменить день радостный, но и на его бесконечность едва ли стоит рассчитывать: как и дурное, хорошее непостоянно. «Все течет, все меняется…» — афоризм древнегреческого философа Гераклита удивительно перекликается с одним из важнейших буддийских принципов.

2. Работа над собой — путь к счастью

Недостатки человека и изъяны его характера нередко принимаются окружающими за данность. Сколько раз разводят руками учителя, считая безнадежным непослушного ученика, сколько раз на неисправимость детского характера жалуются родители! Со временем такие упреки лишь множатся, словно убеждая самого адресата в неизменности его нравственной природы.

Буддийская максима дарит утешение: путь к счастью возможен для того, кто хочет меняться. Все исправимо, осознание неудовлетворенности самим собой — первый шаг к внутреннему росту, который при должной работе обязательно подарит радость. С буддийской точки зрения, считать личностные качества человека врожденными и не поддающимися изменениям некорректно.

Источник: Chuchawan/Shutterstock/Fotodom.ru
Фото
Chuchawan/Shutterstock/Fotodom.ru

3. Причины страданий — внутри нас

Чтобы перечислить все случаи, когда в расстроенных чувствах мы обижаемся на других или на внешние обстоятельства, не хватит и сотни статей. Испытываемое раздражение от неудачи больно жалит, побуждая найти ее внешние причины, — их часто находят в чужих поступках, отсутствии милосердия со стороны высших сил. Между тем почти всегда причины страдания оказываются внутри нас.

Нет, не почти. Всегда — поправляет буддийская традиция. Сознание — неисчерпаемый источник душевной сумятицы, которая, в свою очередь, оказывается результатом наших действий.

В буддизме выделяются три яда, три главных омрачения ума, с которыми необходимо совладать: гнев, страстная привязанность и неведение. Ненавидящий провоцирует конфронтацию, сильное желание, как правило, связано с мнимыми удовольствиями, а заблуждение препятствует пониманию истинной природы реальности. В их полном искоренении — достижение состояния пробуждения или просветления, то есть настоящей свободы от будоражащих сознание эмоций.

4. Все зависит от воспринимающего сознания

Простейший пример: манная каша. Сытная и полезная с точки зрения взрослого, она оказывается противной и невкусной с точки зрения ребенка. Получается дилемма: объект один и тот же, но его одновременно наделяют совершенно противоположными характеристиками.

В буддийской традицией любое впечатление — эффект воспринимающего сознания. Сами по себе объекты не обладают природой, то, что кажется ею, есть лишь частное восприятие. Идея актуальна не только для материальных объектов: и страдание, и счастье ощущаются именно так исключительно благодаря сознанию. Стоит ли удивляться разнице мнений по одному и тому же вопросу и многообразию личного опыта?

5. Концентрация ума — во благо

Медитация… «Как много в этом звуке». Интернет пестрит описаниями всевозможных видов практик и советами практиков и теоретиков. Громко раздаются голоса тех, кто считает медитацию эффектной выдумкой или странным мистическим ритуалом.

Буддизм, однако, считает медитацию важнейшим инструментом на пути к контролю собственного ума. Логика элементарна: научившийся контролировать ум — станет счастливым (не забываем пункты 1-4).

Развивая в себе правильное сосредоточение и концентрацию сознания в процессе медитации, мы удерживаем ум на конкретном объекте, избавляясь от сторонних воспоминаний, эмоций и мыслей. Чем чаще и внимательнее практикуется медитация, тем проще контролировать сознание, тем реже отвлекается человек. Такую осмысленную жизнь покидают негативные эмоции.

Наука «против»?

Только «за». Выводы научных исследований не вступают в противоречие с буддийской традицией: в работе нью-йоркских ученых от 2021 года улучшение функциональных связей мозга, отвечающих за внимание, было объявлено прямым результатом медитационных практик, а бразильские эксперты подчеркнули, что медитация помогает избавиться от хронического стресса.

И пусть счастье — категория куда менее научная, но едва ли можно переоценить ее значимость в человеческой жизни. Призванные помочь в обретении счастья, буддийские принципы — не строгие предписания внутри конфессионально замкнутого сообщества, а емкие, точные и понятные советы. «Скорая помощь» для каждого.

Геше Йонтен

Председатель Центрального духовного управления буддистов России