Боль так сладка!.. Как современные авторы описывают абьюз: разбор с примерами
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Современная литература поднимает актуальные проблемы. Но некоторые из них возникли одновременно с человечеством. Крупнейшая литературная платформа «Литнет» и ее авторы предоставили нам несколько отрывков про абьюз из современных книг с комментариями Петра Смирнова — психолога и гештальт-терапевта.

«Абьюз — такая форма взаимодействия, при которой одна сторона при помощи физической силы, шантажа, угроз, эмоционального давления или злоупотребления властью вынуждает другую сторону подчиниться и отрегулировать ее поведение в собственных интересах.

В русском языке есть слово «насилие», но мы чаще используем его в контексте насилия с применением физической силы, а слово «абьюз» предполагает любое жестокое обращение и злоупотребление, — рассказывает Петр Смирнов. — Гештальт-терапия пользуется понятием агрессии, имея в виду активность, желание получить что-то, удовлетворить свою потребность — это, условно, «здоровая» агрессия, которая помогает нам, людям, жить полноценную жизнь. И мы учимся использовать эту агрессию с младенчества.

Сначала для удовлетворения наших потребностей нам необходим «другой», мама. А у нас есть только один способ сообщить ей, что нам что-то нужно, — плакать, кричать. Затем мы подрастаем и овладеваем новыми формами собственной агрессии — учимся просить, требовать, отказывать, а вместе с этим и переживать отказ. Также мы учимся удовлетворять свои потребности самостоятельно.

И остается большое количество потребностей, для удовлетворения которых нам нужен «другой». К взрослой жизни у нас имеется набор форм для нашей агрессии, который мы получили в семье и в том социуме, в котором мы росли и развивались.

Абьюз — это форма для агрессии. Форма, в которой нет места доверию, надежде на диалог, а есть страх или даже ужас от возможного отказа и последующего за ним унижения, потому что заявить другому о своей нужде — это значит быть уязвимым.

Здесь можно углубиться в рассуждения о том опыте, который пережил человек, использующий такую форму для отношений с другими, — вероятно, это среда, в которой есть такие правила, как «либо ты, либо тебя»; «выживает сильнейший» и так далее. Я сейчас не оправдываю насилие, а скорее выражаю сочувствие его причинам».

Алена Амурская «Босс для гадкого утенка»

История о девушке, которая устроилась в модельное агентство помощником руководителя, но по ошибке вышла на подиум. Изнанка «бизнеса красоты», постоянно недовольный начальник (ситуация, знакомая многим), и только один шанс на то, чтобы все изменить. Книга для вдохновения — если вы узнали себя, самое время вооружиться идеями главной героини.

Боль так сладка!.. Как современные авторы описывают абьюз: разбор с примерами

Присаживаюсь на подоконник в романтической позе и, дурачась, томно говорю в трубку:

— Алло-э?
— Дина… привет, — отвечает мне мрачный голос босса.

От неожиданности у меня перехватывает дыхание. Резко выпрямляюсь, чуть не стукнувшись головой об оконную раму, и пару мгновений просто хватаю ртом воздух. Откуда он узнал мой номер?! Неужели меня сдал Алекс? Поверить не могу. Да я его за это…

— Здравствуйте, Тимур Аркадьевич, — говорю, кое-как справившись с потрясением.
— Ты не девушка, а загадка ходячая. А знаешь, что мне пришлось сделать, чтобы добыть твои контакты?

Опасливо прислушиваюсь к его интонациям. Вроде там все ровно, без особой агрессии.

— Что?
— Залезть в телефон Алекса! — рявкает босс, и я вздрагиваю. Нет, все-таки он еще злится. — Как будто я карманник какой-то малолетний, а не взрослый мужик! Может, подскажешь, какого черта Алекс тебя прячет? Ты что… встречаешься с ним?
— Нет, конечно! — ужасаюсь я подобной перспективе. — Я вообще не уверена даже…
— Вот что, дерзкая ты моя! — перебивает Лебеда. — Чтобы завтра утром была у меня в кабинете с портфолио и при полном параде.
— Э-э… вы знаете, Тимур Аркадьевич, я не могу завтра, — блею я в трубку торопливо. — У меня другие планы и…
— Тебя что, карьера совсем не интересует?
— Ну, как вам сказать… — от паники меня переклинивает, и язык сам собой начинает нести какую-то околесицу: — Я тут подумала на досуге, переосмыслила свою жизнь… и решила, что надо все менять. Быть моделью так сложно, краситься надо каждый день… жить впроголодь… каблуки эти дурацкие опять же… раздражают. В-общем, я решила уйти… э-э… в секретарши.

Лебеда выслушивает мой лепет очень внимательно, а затем медленно повторяет:

— В секретарши, значит, решила.
— Ну да, — подтверждаю я. — Там хоть сидеть можно, сколько захочешь, и вообще…
— Дина… — босс произносит мое полуфальшивое имя с опасной мягкостью. — Если ты завтра утром не явишься на кастинг, то я уволю Алекса ко всем чертям. А потом найду тебя сам.

От его тяжелого угрожающего тона по спине у меня ползут мурашки. Умом я понимаю, что в случае неявки ничего такого уж страшного не произойдет… но внутреннее чутье сигналит об опасности, как безумное. Наверное, тут на подсознательном уровне срабатывает инстинктивное желание подчиниться закону сильнейшего.

Комментарий психолога

«В изложенном отрывке мы наблюдаем абьюз, в котором босс обманным путем, явно злоупотребляя властью, добывает номер телефона, отказывается услышать героиню и с помощью шантажа заставляет ее продолжить нежеланную работу.

Шантаж и угроза в данном случае — это вмененная ответственность и вина за другого человека: «если ты не приедешь, я его уволю, а потом найду тебя». По описанию неожиданности, перехваченного дыхания и телесного выпрямления мы можем предполагать, что такая безапелляционная и насильственная форма общения свойственна боссу, скорее всего, это происходит не в первый раз.

К сожалению, такие ситуации не редкость. И мы не застрахованы от насилия со стороны других.

Я с уважением отношусь к реакции героини, видно, что она прошла довольно большой путь и имеет большое количество душевных сил, чтобы противостоять насилию — это очень тяжело. И вместе с тем я не возьмусь судить о нормальности реакции, так как здесь мы встречаемся с личными мотивами человека, противостоящего насилию. Возможно, есть страх потерять стабильную или привычную работу, вина и ответственность за другого, страх за собственную жизнь и безопасность. 

Как терапевт я бы сосредоточился на выявлении этих мотивов, обнаружении дефицитов и поиске способов эти дефициты восполнить: найти безопасное место, снизить зависимость, разделить ответственность, накопить ресурсы — физические и эмоциональные, обзавестись поддержкой и только потом совершать активные действия по выходу из этих отношений».

Настя Ильина «Верни нашу дочь, бывший»

Загадочные исчезновения и счастливые воссоединения родных людей будоражат читателей уже не одно десятилетие. Эта история о женщине, которая считала свою дочь погибшей, но внезапно нашла семью, которая воспитывает ее ребенка. Но не все так просто: сначала нужно убедить бывшего мужа в том, что все это не вымысел. Ситуация усложняется непростым характером «экса» — довольно, впрочем, типичным для «сложных» мужчин.

Боль так сладка!.. Как современные авторы описывают абьюз: разбор с примерами

— Я нашла женщину, которая сейчас растит нашу дочь… Она выкладывает много фотографий девочки у себя на странице, и я увидела это…

Трясущимися руками достаю телефон из кармана, дрожу, когда нахожу нужный снимок, показываю его бывшему и оголяю собственную шею. Родимое пятно в виде месяца: оно передавалось всем женщинам в нашем поколении. Бывшему мужу хорошо известно это пятно, ведь он так сильно любил покрывать его поцелуями. Горечь вновь заполняет душу болезненными воспоминаниями.

— Быть такого не может, — бормочет Шолохов, а сам запускает пятерню в волосы и взъерошивает их. — Не может! Это игры твоего воспаленного мозга. Это неправда. Ты снова врёшь мне. Нагло врешь, потому что быть такого не может.

Бывший практически переходит на крик. Я боюсь его, готова провалиться сквозь землю, но держусь ради дочери. Мне нужна его помощь, а ей нужна наша. Я смогу. Снова выдержу его давление, только бы он помог мне. Пусть унизит меня, да хоть перед целым миром — плевать.

— Может. Я говорила тебе, что меня оболгали. Нашу дочь украли, и она у очень опасного человека. Одна я не справлюсь. Помоги мне спасти ее и вернуть в семью.
— Нет больше никакой семьи, — огрызается бывший муж и делает несколько шагов назад. — И никогда не будет. Твое время закончилось. У тебя не вышло заставить меня снова поверить тебе. Смирись, что нашей дочери больше нет, Ника. И прекрати преследовать меня. Слишком больно пропускать все снова через себя.

И ему говорить мне о боли? Истерический смешок срывается с губ — ничего не могу с собой поделать. Роман разворачивается и идет прочь, а я не могу поверить, что он снова не стал слушать. В который раз я пытаюсь доказать ему, что не враг, а он просто уходит.

— Умоляю тебя! — кричу вслед, захлебываясь рыданиями, и бегу за мужчиной.

Шолохов садится в свой тонированный внедорожник и отпихивает меня от себя. Едва удается сдержать равновесие, чтобы не рухнуть, а он резко заводит машину и выруливает с парковки, оставляя меня одну».

Комментарий психолога

«В этой ситуации я, скорее, вижу огромное количество боли, которое переживают, судя по всему, уже бывшие партнеры. Боль из-за потери дочери. Боль, которую они не смогли пережить ни вместе, ни по отдельности, и каждое напоминание о дочери и даже друг о друге эту боль возобновляет.

Знаете, если животное сильно поранилось, а человек пытается залечить эту рану, поднести лекарство или промыть рану, животное будет сильно злиться и, возможно, даже нападать на человека в страхе испытать эту боль снова. Выглядит это так, как будто животное защищает свою рану, защищает свою боль, охраняет ее и никому не дает прикоснуться к себе из-за этого.

Описанная история больше похожа на сильную боль и отчаянные попытки себя анестезировать, чтобы не почувствовать ее. Именно поэтому сама по себе встреча бывших возлюбленных вызывает в каждом из них сложные, тяжелые переживания. Каждый печется о своей боли, не замечая боли другого, и это нормально в ситуации потери.

Надежда на то, что эти люди смогут увидеть не только собственную боль, но еще и боль другого, конечно же есть, хотя и небольшая. Судя по истории, они уже расстались. Возможно, каждому из них нужен другой человек, который сможет прикоснуться к этой боли и не разрушиться от этого. Сможет помочь залечить рану.

И тогда появится возможность увидеть боль другого. И тогда, вероятно, появится возможность объединить усилия в действиях относительно борьбы за собственного ребенка. Здесь мне сложно размышлять, так как информации о произошедшем с их семьей совсем мало. 

Что из действий этих людей подходит под описание абьюза, злоупотребления властью или жестокого отношения?! Пожалуй, оба партнера жестоки по отношению друг к другу. Никакого намеренного причинения вреда друг другу я в этой ситуации не увидел». 

Мартиша Риш «Эльф в подарок»

Современный мир остается патриархальным, и многим женщинам не остается ничего, кроме фантазий, где миром правят они. В этой истории авантюристке в подарок достается невольник — прекрасный эльф. Положение, по идее, обязывает обращаться с ним жестоко, но сможет ли женщина изменить себя и свою сущность? Или все-таки найдет место для любви? Фантастическая книга для всех, кто хочет дать волю фантазиям.

Боль так сладка!.. Как современные авторы описывают абьюз: разбор с примерами

— Посмотри, какой чудесный подарочек мы тебе привели!

Девушки расступились, и моему взору открылся вчерашний эльф в рабском ошейнике. Снова те же алые щеки, опущенные к полу глаза, скрытые за опахалом пушистых ресниц. Идеальное тело, босые ноги. Что тут скажешь? Приличного — ничего! Они что, узнали, что вчера я так и не воспользовалась рабом, купили его для меня на день и притащили сюда? Или…? Нет! Только не это! Пожалейте эльфа! Он еще кому-нибудь пригодится. Приличное выражение лица, судя по всему, мне сохранить не удалось.

— Ну что же вы молчите? Не понравился? Я обычно угадываю с подарками. Папин советник так радовался крылатому аллигатору в прошлом месяце, так с ним играл. Так от него бегал, мы ухохотались.
— Спасибо огромное! Я потрясена до глубин души! Потому и молчу, что не могу выразить своего восхищения в полной мере! Восторг! Чистый восторг!

Эльф перетек в квартиру тенью, практически распластавшись по стенке, и замер в углу, видимо, изобразив из себя изваяние покорной красоты.

— Ой, ну тогда я рада. Мы пойдем, пожалуй, не будем вам мешать. Вам же наверняка не терпится. Хорошенький, правда? С днем рождения еще раз!
— Спасибо!

Дверь за дочерью самого Императора и ее фрейлинами я с чувством захлопнула. Прекрасный эльф, из одежды на котором были только полупрозрачные штаны да неширокий ошейник, продолжал стоять в углу, глядя в пол, в позе абсолютной покорности судьбе и мне лично.

Раб. Теперь моя законная собственность. И зачем я только согласилась тогда ей помочь?! У меня же даже кактусы дохнут. Ладно, не крылатый аллигатор, уже хорошо. Может быть, и от него будет хоть какая-то польза.

— Мне раздеться, госпожа? — раздался невероятно приятный, бархатный и чуть подрагивающий голос молодого мужчины.
— А что ты еще умеешь, кроме как раздеваться? — мне показалось, или это он скрипнул сейчас зубами?
— Петь, танцевать, немного могу вышивать.
— Чудесно. Для начала нужно выбрать место, где ты будешь жить. Точно, гардеробная! Как я про нее забыла? Самая бесполезная комната, но там даже окно есть. Ты голодный?
— Нет, госпожа.
— Тогда приведи свою комнату в порядок и помоги мне с вещами. Видишь ли, я скоро уезжаю, решила разобрать оружие и экипировку, надо выбрать необходимое в дорогу. Ты умеешь обрабатывать кожу маслом?
— Боюсь, что нет.
— Готовить?
— Немного, госпожа.
— То есть ты только … по этим делам? — сама спросила и сама же смутилась, хорошо еще, что он не заметил.
— Моей единственной женщиной были вы, госпожа. Но вы мной тогда не воспользовались, — и снова эта непонятная дрожь в голосе. Не то плохо скрытая ярость, не то страх, не то рвущиеся наружу слезы. Странно.

Комментарий психолога

«Описанная история из мира фэнтези, в котором используются слова «раб», «госпожа», что само по себе подразумевает отношения с злоупотреблением властью. Есть «господа», обладающие этой властью и «рабы», подчиняющиеся власти «господ». Это такая аллюзия на реальность, патриархальный мир, в котором власть у мужчины, а женщина должна подчиняться. Только перевернутая. 

Жестокое обращение здесь является нормой, унижение и насмешка над чувствами обычное дело. Вероятно, такой перевертыш создан специально, чтобы показать вред, пригласить читателя на место того, кто подвергается абьюзу. 

В данном отрывке описывается устройство общества в целом, огромная система абьюза, противостоять которой если не невозможно, то очень сложно. Конечно, сама по себе система разделения членов общества на господ и рабов чудовищна, унижает достоинство и приводит к расчеловечиванию. 

Расчеловечивание, кстати, очень сильно помогает оправдывать внутри себя жестокое отношение. Если ты не человек, такой же, как и я, то у тебя нет чувств, ты не умеешь любишь, не чувствуешь боли, не страдаешь, а значит, с тобой можно делать все, что угодно. 

В данном отрывке хорошо описаны предполагаемые чувства «раба»: «не то плохо скрытая ярость, не то страх, не то рвущиеся наружу слезы». Все это спектр чувств, которые испытывает человек, подвергающийся абьюзу. 

Можно предположить, как будет развиваться подобное общество, достаточно взглянуть на историю. Должно быть организовано движение за права эльфов, которое приведет к общественному изменению, но как мы уже знаем, на это уйдет много времени. 

Есть простая, но тяжелая жизнь, в которой роли распределены четко и ясно — в этой жизни меньше тревоги, больше правил, но и больше страданий. А есть жизнь сложная, но не такая тяжелая. А сложная она за счет учитывания другого, признания другого в его индивидуальности и в его особенностях, учитывания наших различий, и, соответственно, наших разных потребностей. Учитывать и себя и другого — это сложная душевная работа, которой мы все еще обучаемся».

Алиса Росман «Выбор Альфы»

Стечение обстоятельств привело Киру к страшному монстру. Сейчас решается не только то, что произойдет с ней через минуту, но и то, кем она станет впоследствии. Мистический триллер для поклонников оборотней и страстных мужчин — история о том, как противостоять тем, кто намного сильнее.

Боль так сладка!.. Как современные авторы описывают абьюз: разбор с примерами

— Ты не должна сопротивляться, Кира, — прорычал Кириан. — Никто не сопротивляется зову будущего Альфы.
— Ты Альфа?
— Стану, когда выберу свою волчицу, — послышался треск, но я не шелохнулась.

Кириан отошел от меня, и я увидела, что часть подлокотников кресла отломана.

— Ты должна мне покориться! — Он стоял ко мне спиной, но я видела, как напряжено его тело.

Не нравится мне это! Не знаю на что я рассчитывала, но точно не на такое. Хотя, о чем это я? Я вообще не думала, когда неслась ночью в лес. Медленно сползла с кресла и хотела направиться к выходу, как услышала скрип половицы. Замерла!

— Если ты думаешь сбежать, Кира, то зря. Там лес. Ты еще не волчица и найти тебя будет проще простого, тем более что там везде мои волки.

Я замерла, сердце билось так часто. Зов начал утихать, и я даже почти не сопротивлялась. В голове начало проясняться. Он позвал меня. Позвал для того, чтобы проверить, подхожу я ему или нет. Ночью, в лесу еще и в дождь. Выбрал место и время, чтобы я не сбежала, но лучше замерзнуть в лесу, чем согласиться.

Я могу перебороть этот зов, я могу ему противостоять. Но как долго? Насколько меня хватит? Уже сейчас я чувствую слабость и головокружение… Может, конечно, это из-за моей «прогулки» в лесу.

— Иди наверх, — прорычал мужчина, — я тебя не трону, но не советую спускаться вниз до утра. Мне сложно сдержаться. Быстро!

Комментарий психолога

«В этом отрывке мы можем увидеть демонстрацию силы и превосходства, а также злоупотребление этими качествами с целью получить то, что хочется. Страх, который описывает героиня, — сигнал об опасности. Отношения между героями — абьюз. 

Если бы такая ситуация происходила не в фантазийном мире, а в реальном, конечно, мы бы говорили о том, что стоит позвать на помощь, уходить и звонить близким/друзьям, чтобы забрали. Но история развивается в фантазийном мире с оборотнями.

Я имею в виду, что выход из абьюзивных отношений возможен только тогда, когда есть поддерживающая среда. То есть в мире, где абьюз или жестокое обращение и злоупотребление властью — единственная форма взаимоотношений — выход невозможен. И не только потому, что нет поддерживающей среды, а еще и потому, что такой порядок вещей не подвергается сомнению, он впитан с молоком матери, мы пропитаны этими правилами полностью. 

Думаю, что здесь кроется ответ на вопрос, почему люди стали много писать про абьюз. Ответ парадоксален: потому что его становится меньше и он перестает быть нормой.

Мы замечаем свое дыхание в двух случаях — когда делаем специальное усилие, чтобы обратить внимание на дыхание (во время медитации, например), или когда дыхание сбивается — из-за нехватки воздуха или бега, например. То есть когда наше дыхание перестает быть привычным и нормальным для нас. 

Нормален ли такой способ взаимоотношений в современном мире?! Конечно, нет. Существует ли он — к сожалению, да. Если вы оказались в подобных отношениях, важно помнить: вы в этом не виноваты. Никто не застрахован от этого. Если уйти по-хорошему не удается, нужно заняться поиском поддерживающей среды, найти тех, кто сможет помочь. Это могут быть друзья, родные, психотерапевт, центры помощи жертвам насилия». 

Лена Голд, Вера Шторм «Дочь от бывшего. Он мне изменил»

Иногда чтобы понять, как жить дальше, нужно узнать, как действовали в аналогичной ситуации другие. История об измене, муже с непростым характером и предстоящем разводе — как справиться со всем этим? Жизненный роман про расставание и поиск себя.

Боль так сладка!.. Как современные авторы описывают абьюз: разбор с примерами

— Что за поведение, Настя? — сжав мое плечо, муж слишком резко поворачивает меня, дергает на себя. Я еле держу равновесие, иначе, скорее всего, упала бы. Или оказалась бы в объятиях Леши, чего сейчас совсем не хочется. — Ведешь себя так, будто я не муж, а всего лишь клиент, который заглянул в твой ресторан. И ты его обслуживаешь.

— Вот оно как, — гордо вздернув подбородок, я заглядываю прямо в темные глаза с вызовом. — Я хотя бы к тебе отношусь с уважением. А ты? Считаешь меня роботом, да? Но я вовсе не железная, Леша. У меня есть дочь, которая болела сильно, у которой слабый организм. И она каждую минуту нуждается в заботе, в моем внимании. Ты хоть в курсе, что я пережила за все то время, за которое не могла сбить температуру? Она горела! Где же ты находился, когда она в больнице лежала? Неужели работа тебе важнее семьи? Или… О чем это я? Мы же тебе не семья. Я — прислуга, которая живет в твоем доме и обслуживает тебя по всем фронтам. А Дашка… Чужая дочь, которую ты вынужденно обеспечиваешь. Да, Леш?

— Что за ересь ты несешь? — рычит он, встав настолько плотно ко мне, что я слышу скрип его зубов. Он зол. Но и я тоже.
— Ересь? Разве родной отец поступит так со своим ребенком? Разве отец вообще может общаться с дочерью так, будто она никакого значения для него не имеет? И после всего этого ты винишь ее в том, что она холодно относится к себе? Так ты перестань ее чужой считать, Леша!
— Замолчи, я сказал, пока держу эмоции под контролем, — встряхивает меня за плечи и, как тряпичную куклу, толкает на кровать.
— Иначе что? — я встаю, делаю шаг в сторону. Хочу выйти из комнаты, но в то же время боюсь, что Даша станет свидетелем нашей ссоры. — Выкинешь нас на улицу? Ты же этого добиваешься? Или нашел себе такую… Женщину своей мечты, что на нас стало наплевать? Хорошая мысль на самом деле. Кроме тебя, никто до полуночи в компании не пропадает. Что же ты там делаешь до такого времени, а? А потом меня обвиняешь черт пойми в чем! Лучше бы я действительно была в чем-то виновата!

Муж в бешенстве. По его лицу ходят желваки. Яростный взгляд скользит по моему телу, останавливается на ногтях. Я не люблю их красить, однако Дашка настояла, что нужен красный, и сегодня на них именно он.

— Что это? Раньше ты этим не занималась. Когда успела, раз Даша так сильно болела и ты ни на минуту от нее отойти не могла? Врешь! Нагло врешь ты, дрянь!

Щеку обжигает пощечина. Я падаю на пол, даже ударяюсь головой. Неожиданно. Настолько, что от шока я не могу шевельнуться, посмотреть на мужа, с которым провела много лет своей жизни. Он поднял на меня руку. Впервые… И это так больно… Просто невыносимо.

— Чтобы из дома не выходила! Поняла меня?! Не смей пользоваться косметикой! Не смей! — пригрозив, он широкими шагами направляется к двери, выходит из спальни.

Комментарий психолога

«В этой сцене мы видим, как абьюзивные отношения с обеих сторон — взаимные претензии, накопившееся напряжение превращаются в оскорбления, угрозы и шантаж. И как совершается физическое насилие. 

У насилия всегда есть актор, тот, кто насилие совершает. Ссоры, конфликты, претензии не оправдание для насилия. Ничто не может служить оправданием для насилия. Вся ответственность за насилие на том, кто его совершает. Только у этого человека есть выбор — делать или не делать. 

Оба участника этой сцены хотят быть услышанными и увиденными друг другом, но это им никак не удается. Видно, как они стараются — усиливают интонации, используют резкие выражения, угрожают. Но это тоже не помогает. И тогда это неудовлетворенное желание быть услышанными и увиденными приобретает, не побоюсь этого слова, такую уродливую форму, как насилие. 

Я бы рекомендовал такой паре работу с психотерапевтом — как вдвоем, так и индивидуально, так как вижу в их отношениях попытки приблизиться друг к другу. Это сложная и болезненная работа, но она может принести очень хорошие плоды и вернуть в пару уважение, любовь и доброе хорошее отношение друг к другу». 

Общий вывод психолога

«Мы, люди, так устроены, что для того, чтобы что-то пережить и с чем-то справиться, нам просто необходимо придать этому форму, символ, смысл. Психотерапия помогает как раз в этом.

Мы задействуем творческий потенциал человека для переживания и осмысления того, что с ним случилось. Поэтому я считаю, что люди, которые пишут об абьюзе, помогают себе справиться с болью, разочарованием, травмой. Создавая книгу, историю, метафору, они придают форму своим переживаниям, которые не получается переработать другим способом.

Также важно, чтобы продукт этой работы кто-то увидел или прочел, потому что только тогда эти события и переживания становятся реальными, замеченными и признанными другим, а значит, действительно произошедшими с тем, кто об этом пишет. Другие люди нужны нам, чтобы подтвердить нам, что мы существуем.

Описанные выше истории передают весь спектр чувств человека, оказавшегося в абьюзивных отношениях, — это и страх, и гнев, и боль, и слезы, и беспомощность, и безысходность, отчаяние, вина, стыд и даже надежда на то, что кто-то сильный не будет злоупотреблять своей властью, а просто будет сильным и на него/нее можно будет положиться, можно будет довериться.

Людям, которые пережили травмы, стоит писать об этом в книгах, создавать об этом картины, рисовать, сочинять стихи, петь песни, танцевать. Стоит делать все то, что поможет им придать своей боли, своим переживаниям красивую форму. Стоит стать хоть немного волшебником и превратить некрасивое (травму, боль, насилие, абьюз) в красивое».

Петр Смирнов
Петр Смирнов

Психолог, гештальт-терапевт

Личный сайт