Что делать, если ребенок использует нейросети: 5 правил для родителей, которые боятся «упустить» детей | Источник: Shutterstock/Fotodom.ru
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Что такое метод Сократа

«Я знаю, что ничего не знаю», — повторял Сократ, попивая по-гречески разбавленное водой вино. Философ, живший примерно 2460 лет назад, любил поговорить и подумать. «Ищи истину не в словах говорящего, а в мыслях слушающего», — объяснял он. Его ученики, философы Платон и Ксенофонт, слушали и записывали.

Сократ задавал собеседнику последовательные вопросы, помогающие осознать истинность или ложность высказанного утверждения, критически его осмыслить. Так в беседе выявлялись противоречия и находились ключи к пониманию истины. Этот метод называется сократовским диалогом или майевтикой.

Искусственный интеллект или книги: что лучше для детей

Со времен Сократа мир значительно изменился. Философ размышлял о природе вещей, происхождении Вселенной, назначении человеческой жизни. Сегодня мы исследуем космос, радуемся открытиям в фармакологии и новым биотехнологиям, спорим о вреде и пользе цифровизации и опасаемся, что искусственный интеллект лишит нас работы, а детей сделает глупыми.

«Скептицизм к новым технологиям, включая нейросети, связан с более традиционным опытом и меньшей психологической гибкостью при освоении новых инструментов в зрелом возрасте, — говорит Вероника Винокурова, профориентолог и психолог. — История показывает, что во все времена с настороженностью относились к новым технологиям: кто-то не доверял электричеству, а другие падали в обморок при виде паровоза».

Опасения по поводу искусственного интеллекта отчасти обоснованны. Нейросети могут делать ошибки и выдавать ложную информацию за правдивую, они подвержены манипуляциям со стороны пользователя, а их выводы и советы, безусловно, требуют критической оценки. Однако многовековой опыт человечества показывает, что проблема заключается зачастую не в самой технологии, а в ее грамотном использовании и осведомленности пользователей о ее устройстве и особенностях.

Есть исследования, которые указывают на различия между поколениями в способах получения и проверки информации, но они не сводятся к стереотипам

Бабушки и дедушки пользуются не только традиционными источниками информации — телевизором, печатными книгами, официальными СМИ, а молодые люди черпают информацию не только из социальных сетей, но и читают книги, смотрят документальные фильмы.

Важно фокусироваться не на источнике полученной информации, а на способах ее обработки и критической оценки. Исторически книгам принято доверять больше, но и в них могут быть ошибки или предвзятая подача информации. В современном цифровом мире необходима мультиверификация — проверка информации через несколько различных и независимых источников, развитие критического мышления и навыков распознавания фейков. Исследования подтверждают, что цифровые навыки, умение фильтровать информацию и использовать метапознание более значимы, чем источник информации сам по себе.

Навыки верификации информации зависят не столько от возраста, сколько от уровня интеллекта, грамотности и осознанности человека. При этом люди любого возраста склонны доверять информации, соответствующей их окружению и социальным группам, что может привести к снижению проверки фактов в любом возрасте и при работе с любыми источниками.

Использование ИИ по методу Сократа

«Критическое мышление, умение анализировать и проверять факты, осознавать ограничения возможностей ИИ — это самый полезный и необходимый навык для пользования нейросетями в повседневной жизни, учебе и работе. А лучший инструмент для развития критического мышления — это метод диалога Сократа», — утверждает Вероника Винокурова.

Представим, что древнегреческий философ беседует о влиянии нейросетей на развитие детей с обеспокоенным родителем.

Родитель: Я переживаю, что нейросети вредят детям. Они делают их ленивыми и зависимыми от технологий.

Сократ: Ты считаешь, что любая технология делает человека хуже?

Родитель: Не любая, но нейросети слишком упрощают задачи. Ребенок перестает сам думать.

Сократ: А что значит «сам думать»?

Родитель: Это когда он сам ищет ответы, рассуждает, а не получает готовые.

Сократ: Если нейросеть дает ему готовый ответ, он перестает рассуждать?

Родитель: Да, именно.

Сократ: А если нейросеть задает наводящие вопросы или предлагает несколько точек зрения — это тоже мешает думать?

Родитель: Ну… это может, наоборот, помочь.

Сократ: Значит, дело не в нейросети как таковой, а в том, как ее используют?

Родитель: Пожалуй, да.

Сократ: Тогда можно ли сказать, что нейросети подобны книге или учителю: они могут развивать ум, если правильно задать вопрос и совместно искать ответ?

Родитель: Наверное, да. Получается, они могут приносить и пользу, и вред.

Сократ: Итак, вопрос не в том, полезны ли нейросети, а в том, как научить ребенка пользоваться ими так, чтобы он становился умнее.

Родитель: Согласен.

Такой метод можно применять в семье ежедневно, размышляя вместе с детьми над различными философскими вопросами. Он помогает вырабатывать навыки осознанного подхода и цифровой гигиены, научиться отличать достоверную информацию, избегать манипуляций, бережно относиться ко времени, проведенному в виртуальном мире. Искусство ведения беседы подобно искусству игры на музыкальном инструменте — оно требует мастерства и вдохновения

Правила безопасности при работе детей с нейросетями

Вероника Винокурова выделяет пять основных:

  1. Ограничивайте время использования нейросетей, чтобы они не вытеснили другие формы познания и общения.

  2. Учите ребенка использовать нейросети осознанно и по необходимости — как инструмент, а не как игру и способ убить время.

  3. Следите за эмоциональным состоянием ребенка во время работы с нейросетями, помогайте избегать переутомления (включая физическое) и зависимости.

  4. Обучайтесь сами и учите ребенка основам цифровой безопасности и кибергигиены — защите личных данных и осознанному поведению в интернете.

  5. Развивайте вместе с ребенком критическое мышление, чтобы он не воспринимал любую выданную нейросетью информацию как истину в последней инстанции.

«Не оставляйте ребенка один на один с технологиями, познавайте их вместе, соблюдая правила безопасности. Например, спланируйте отдых с помощью нейросети. Найдите информацию о месте, куда вы хотите поехать, исторических фактах, проложите необычный маршрут. Добавьте свою экспертизу и фантазию. Проверьте, не ошиблась ли нейросеть. Так вы покажете ребенку, что искусственный интеллект — это инструмент, который помогает, но не заменяет собственное мышление», — советует эксперт.

Вероника Винокурова

Психолог, супервизор, преподаватель, специалист в области когнитивной психологии и теорий принятия решений

Telegram-канал

Фонд поддержки и развития талантливой молодежи в сфере цифровых технологий «Маяк» запустил конкурс «Искусство будущего». Дети с 7 до 18 лет могут бесплатно научиться промт-инженирингу, создать свой уникальный комикс и получить грамоты и подарки от фонда и партнеров конкурса. Пять авторов самых лучших и креативных работ смогут поехать в Москву, где они встретятся и пообщаются с ведущими специалистами в области нейросетей и современного дизайна.