Что нам дает умение желать и как его развить: 3 техники
Фото
Кадр из фильма «Три тысячи лет желаний»

Взаимосвязь желания и потребности

Все наши желания — это опредмеченная потребность. Что это значит? «Я хочу есть» — это потребность. «Выбираю бургер» — это предмет, который поможет ее удовлетворить.

Желание что-то получить всегда провоцируется потребностью. Сложность в том, что многие ее не осознают, чаще говоря именно о предмете, — только вот он может быть навязан чужим опытом или социально одобряемыми нормами. Например: хочу дорогую машину, полагая, что она обеспечит статус и любовь девушки. Но оправдает ли выбранный предмет эти ожидания?

Прежде чем что-то получить, задавайте себе вопросы:

  • Для чего я это хочу? 

  • Какую потребность хочу закрыть этим предметом?

  • Чтобы что?

Пока в сознании нет связи между предметом и потребностью, мы каждый раз будем испытывать разочарование, даже получая, казалось бы, желаемый объект. Чтобы эта связь возникла, нужно научиться слышать себя.

Что такое потребность?

Под потребностью понимается нужда человека в чем-либо, требующая удовлетворения. Нейрофизиологи сообщают, что различные потребности могут возникать одномоментно в разных структурах головного мозга. При этом между этими центрами идет борьба — какая из них возьмет верх, чтобы быть удовлетворенной.

Психофизиолог и психолог П.В. Симонов выделил три вида базовых потребностей:

  1. Витальные или жизненно необходимые, такие как сон, еда.

  2. Социальные, которые вызваны важностью взаимодействия с людьми.

  3. Потребности в саморазвитии — направлены на будущее и помогают нам реализовываться.

От «хочу» до «получаю»

Путь от возникновения желания до осуществления наглядно представлен в теории функциональных систем П. К. Анохина. Его модель описывает структуру поведения человека, которая состоит из пяти блоков.

1. Потребности

Ключевой отводится как раз потребностям, которые являются механизмом, запускающим нашу деятельность. Но чтобы перейти к осуществлению задачи, важно не только услышать свое «хочу», но и обратиться к памяти.

2. Память 

В ней мы ищем информацию о том, была ли в жизни похожая ситуация и что мы тогда делали, чтобы получить желаемое.

3. Сенсорная система

На этой стадии мы изучаем окружающую среду, чтобы понять, помогает ли она удовлетворить нашу потребность. Если эти три компонента сходятся, переходим на следующий этап.

4. Блок принятия решения

5. Реализация

На этапе реализации решения включается режим обратной связи, когда мы сверяемся: «Действительно ли наши действия помогают получить желаемое?» Например: 

  • Потребность — хочу есть.

  • Память — могу получить еду разными способами: купить, приготовить, пойти в гости.

  • Сенсорная система — я сейчас в центре города, до моего дома далеко. Лучший вариант — пойти в кафе. Память подскажет, в каком кафе я могу вкусно и бюджетно поесть.

  • Решение — выбрал кафе.

  • Действия — заказываю еду и сверяюсь, действительно ли мне вкусно и сытно. 

Как правило, все эти этапы мы неосознанно проходим каждый раз, когда чего-то хотим. Но есть люди, которые не могут сделать даже первый шаг в этой системе.

Почему мы перестаем понимать свое «хочу»

Функциональность центров базовых потребностей зависит на 50% от генетики и на 50% от гормонального фона, окружения, воспитания. Среди причин, по которым человек перестает чувствовать свои потребности, выделяют:

  • Физиологические

Например, в клинической психологии описаны случаи нарушения центра насыщения. Человек ест, но не чувствует сытости. Такое нарушение может быть следствием травмы.

  • Психологические

Причиной потери чувствительности к своим желаниям часто становится стресс. Чем он выше, тем сильнее угасает потребность в саморазвитии. Стресс также ведет к выгоранию, одним из признаков которого является апатия. Она часто характеризуется словами: «Я ничего не хочу».

  • Последствия системы воспитания

В современном обществе активно пропагандируется идея — все для ребенка. Желание родителей удовлетворить потребность малыша еще до того, как она созрела, ведет к тому, что он становится нечувствителен к своим «хочу». Например, ребенок еще не хочет есть, а его уже кормят, не хочет спать, а его укладывают. 

Когда родители работают на опережение, у малыша не формируется собственное распознавание: «А чего же я хочу на самом деле?» И тогда во взрослой жизни ему трудно услышать свои желания. В итоге мы видим поколение, которое часто говорит: «Мне скучно». Ведь они не понимают, чего хотят.

Как услышать свои «хочу»: 3 техники

Научиться слышать себя можно. В детстве этот навык тренировать легче, потому что нейронные связи формируются гораздо быстрее. Во взрослом состоянии — труднее, но возможно. В частности, с помощью следующих техник.

1. Идите от обратного

Зачастую нам проще сказать, что не нравится. Поэтому, чтобы понять, чего вы хотите, иногда стоит идти от противного. Дайте себе время на то, чтобы перечислить, чего вы точно не хотите, и методом исключения придете к желаемому. 

2. Обращайтесь к кинестетике

Произнесите вслух то, чего, как вам кажется, вы сейчас хотите. Прислушайтесь, как реагирует в этот момент ваше тело? Что с ним происходит?

Как правило, если это ваше истинное «хочу» (идущее из потребности), тело откликается очень хорошо. Оно может либо расслабиться, либо, наоборот, активизироваться, и вы почувствуете нетерпение скорее делать.

3. Визуализируйте картинку

Чтобы определиться с желанием, можно заглянуть вперед и представить себя в мире, где ваша потребность уже реализована. Например, вы хотите поступить в институт. Представьте, что уже учитесь в нем. Постарайтесь максимально детализировать эту жизнь и погрузиться в картинку будущего.

После ответьте на вопросы: 

  • Что вы чувствуете, когда смотрите в такое будущее? 

  • Что нравится/не нравится? 

В любом случае, чтобы понять, чего вы хотите на самом деле, нужно научиться слушать себя, свой внутренний отклик. Когда мы сверяемся с собой, даем себе время, чтобы услышать истинные желания, появляется гораздо больше шансов удовлетворить свои актуальные потребности. В результате мы не только развиваемся, но и испытываем положительные эмоции, которые создают ощущение счастья.

Ольга Рыбина
Ольга Рыбина

Мастер сертифицированный коуч МСС ICF, кандидат психологических наук Ph.D., член ICF c 2011 г.