Что такое поколение «альфа»: разбираем, чем эти дети отличаются от своих родителей
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Блоги, деньги, интернет

Поколение альфа — это те, кто родился после 2010 года, а точнее в годы с 2010-го по середину 2020-х. Согласно теории поколений, представители поколения альфа идут вслед за зумерами — как правило, это либо их дети, либо дети их предшественников, миллениалов.

О том, каким будет российское поколение альфа, в научном сообществе пока только начинают говорит: такие дети еще учатся в школе или готовятся в нее пойти. Тем не менее, опрос, проведенный среди школьников 10–13 лет и их родителей, уже дает представление о том, из чего состоит жизнь представителей альфа.

Согласно исследованию, опасения, что молодое поколение предпочтет онлайн-общение живому, ложны. Статистика показала, что вопросы личной жизни, хобби или учебы дети в большинстве своем предпочитают обсуждать при встрече, а не в чатах — и это при условии, что у 94% из них уже есть свои смартфоны. Мобильные устройства поколение альфа в России чаще всего использует для:

  • игр (83%);

  • общения (75%);

  • прослушивания музыки (63%);

  • просмотра кино (61%).

Представители поколения альфа сидят в социальных сетях не так много — в основном, только ради контента

Его самые популярные формы — это:

  • короткие видео (84%);

  • сериалы, кино и мультфильмы (55%);

  • длинные видео (32%).

Интересно, что 65% детей в возрасте от 10 до 13 лет подписаны в соцсетях на блогеров или каналы, а к самому блогерству относятся, вопреки взглядам некоторых консервативно-настроенных представителей старших поколений, с интересом. Так, многие считают профессию блогера творческой и доходной, а некоторые представители поколения альфа в России — пока всего 4% — даже имеют опыт заработка на своем контенте в интернете.

Что касается денег, то, в отличие от предыдущих поколений, современные дети получают доступ к ним куда раньше — например, банковские карты уже есть у 49% из них. Свои карманные деньги школьники тратят на:

  • продукты питания (81%);

  • создание накоплений (41%);

  • покупки внутри игр (11%);

  • платные приложения (7%).

Заработок детей в основном представляет собой поощрение со стороны взрослых — например, за хорошие отметки в школе или помощь по дому.

Комментарий психолога

Татьяна Пряхина, психолог, специалист платформы Alter

Выводы, которые сделаны в исследовании, можно подтвердить наблюдениями за детьми. Поколение альфа отличается тем, что смартфоны появляются у них в руках уже в 7 лет — в том числе для использования в учебе: ведения электронного дневника и выполнения домашних заданий.

Старшие поколения, которые учились в девяностых или начале нулевых, вообще могли не иметь карманных денег, потому что в России это было не так принято. Часто в школах кормили бесплатно, и потребности выделять деньги ребенку не было. Сейчас карманные деньги появляются у ребенка чаще, более того — они стали цифровыми, если речь идет о детских банковских картах.

Это, с одной стороны, повышает риск мошенничества в отношении детей, а с другой — подталкивает детей искать способы заработка денег

Отсюда появляется, в том числе, блогерство: видя, что их сверстники могут могут получить деньги за контент, они понимают, что тоже могут так делать, и становятся более самостоятельными в плане финансов.

Того, чего раньше опасались, на самом деле не произошло: дети общаются и через соцсети, и вживую, и с друзьями, и с семьей. Да, раньше дети часто играли на улице, но сейчас в городах-миллионниках эта потребность отошла на второй план — в том числе потому что помимо образовательной или социальной функции смартфоны выполняют и игровую функцию.

Татьяна Пряхина
Татьяна Пряхина

Психолог, специалист платформы Alter