Как дворовые игры влияют на развитие детей: фильм-исследование
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Вестибулярная система и когнитивные функции

Вестибулярная система у большинства людей ассоциируется только с неприятными ощущениями от укачивания в машине или на корабле (или их отсутствием), но ее функции значительно серьезнее. Эта самая древняя сенсорная система помогает ориентироваться в пространстве, а еще влияет на нашу память и способность к обучению, потому что мы живем в условиях гравитации. 

Об этом никто не задумывался, пока человек не полетел в космос. В условиях гравитации вестибулярный аппарат работает круглосуточно, реагируя на притяжение. В космосе, в условиях микрогравитации ситуация другая: в первые дни в невесомости космонавтам очень трудно заниматься умственной работой из-за того, что нет привычной стимуляции вестибулярной системы.

При этом вестибулярный аппарат восприимчив не только к гравитации, но и к нашим движениям

Это парный орган, находящийся во внутреннем ухе и состоящий из пяти отделов, каждый из которых реагирует на определенные быстрые движения головы. Таким образом, у нас в голове 10 сложных «антенн», которые работают относительно независимо друг от друга. 

Современные нейрофизиологические исследования доказали, что когда у человека снижаются когнитивные способности, ухудшается память (например, при болезни Альцгеймера или Паркинсона), выявляется и ухудшение работы вестибулярного аппарата.

Вместе с тем исследования вестибулярной функции, которые в нашей клинике проводятся с помощью сложных медицинских приборов уже восемь лет, показали, что у 87% детей с нарушениями развития и трудностями в обучении снижена реактивность вестибулярной системы — она недостаточно реагирует на движения. Это дети, которых никогда не укачивает в машине, но их вестибулярная система работает некорректно. 

Возможно, дефициты в работе вестибулярной системы связаны с тем, что современные дети двигаются значительно меньше, чем их ровесники 30 лет назад. Некоторые нейрофизиологи предполагают, что есть связь между низкой реактивностью вестибулярной системы и трудностями в обучении. Во всяком случае, мы видим, что у детей, которые проходят курс реабилитации в нашей клинике, параллельно улучшаются и работа вестибулярной системы, и учеба. 

Дворовые игры vs работа со специалистами

Можно ли улучшить работу вестибулярной системы без помощи специалистов? Такой вопрос возник у нас во время разговора за чашкой кофе с кинорежиссером Юлией Сапоновой. Юлия снимает документальные фильмы на социально значимые темы, и оказалось, что ей очень интересна тема дворовых игр. Во время этого разговора я рассказала о том, как полезны такие игры для развития вестибулярной системы, ведь у большинства детей проблема не в «поломке» вестибулярной системы, а в ее недостаточном использовании. 

В итоге мы с Юлией решили провести небольшое исследование, которое может стать документальным фильмом: изучить, как повлияют две недели игр на улице на состояние вестибулярной функции младших школьников. Для участия в нашем исследовании были отобраны дети без каких-либо медицинских диагнозов, но с определенными трудностями в обучении. Все дети говорили, что они ненавидят русский язык, что им не хватает времени на уроках для выполнения заданий и трудно сидеть и внимательно слушать 45 минут. И, конечно же, все участники предпочитали компьютерные игры другим видам деятельности. 

Исследование началось с того, что мы провели детям комплексное обследование с помощью нескольких приборов в отделении вестибулярной диагностики. Оказалось, что у всех испытуемых есть схожие дефициты в работе вестибулярной системы: два слабых звена у большинства детей — это связь с гравитацией и способность следить глазами за движущимися объектами. 

Связь с гравитацией

Благодаря работе вестибулярной системы мозг всегда знает, где находится верх, а где — низ. Если информация о положении головы неточно регистрируется вестибулярными органами и обрабатывается мозгом, то у человека возникает потребность совершать дополнительные движения, чтобы импульсы поступили в мозг. Так происходит с непоседливыми детьми. 

Вестибулярная система создает фон для всех видов нашей деятельности, потому что она помогает нам осуществлять навигацию в пространстве. Если сравнить ее работу с навигатором, то она позволяет мозгу всегда точно определять точку «где я сейчас нахожусь». Мозг считает эту задачу приоритетной. 

Контроль автоматических движений глаз

Импульсы от вестибулярного аппарата обеспечивают работу еще одного важного механизма: автоматических движений глаз. К примеру, современным детям очень трудно научиться играть в бадминтон. Дело в том, что их мозг не успевает обрабатывать информацию о летящем объекте.

Но проблема не только в сложностях со спортивными играми — тот же механизм контроля движений глаз мы используем еще и во время чтения. Возможно, поэтому сейчас количество детей с трудностями в обучении среди младших школьников, по данным Российской академии образования, увеличилось до 40%. 

Обычные современные дети — жители мегаполиса, которые участвовали в нашем исследовании, не знали правил дворовых игр, и им было непросто взаимодействовать друг с другом без аниматора, учителя или тренера, который бы говорил, что нужно делать. Мы попытались создать условия, близкие к реальной ситуации во дворе. Но при этом детей снимали три видеооператора и на груди каждого ребенка была закреплена экшн-камера. 

Достаточно посмотреть записи с экшн-камер, чтобы понять, насколько интенсивно работала вестибулярная система у участников нашего исследования, когда они играли. И это происходило по 2 часа в день на протяжении двух недель. С правилами игр детей знакомили постепенно или они добывали правила сами, например, расспрашивая своих бабушек и дедушек. 

Было непросто. За эти две недели были и ссоры, и разбитые коленки, и образование группировок, которые не могли найти общий язык. Но что в итоге? 

Результаты исследования

Мы провели повторную аппаратную диагностику вестибулярной функции, и она показала, что функционирование вестибулярной системы у всех участников нашего исследования улучшилось. За две недели и без специальных коррекционных занятий. Дети просто играли в дворовые игры — то есть два часа каждый день они интенсивно бегали и прыгали, стимулируя вестибулярную систему. Кроме того, ребята научились долго обходиться без гаджетов, самостоятельно придумывая, чем можно себя занять. За две недели они подружились и стали настоящей командой. 

Фильм-исследование снимали летом 2022 года в Санкт-Петербурге. Спустя год мы встретились с родителями участников фильма, и они отметили, что дети стали более сосредоточенными и самостоятельными. Результаты за это время не ухудшились. 

Можно ли считать этот документальный фильм настоящим научным исследованием? С одной стороны, мы использовали серьезные медицинские приборы для оценки вестибулярной функции до и после воздействия на детей дворовых игр. Это похоже на научное исследование. С другой стороны, у нас было слишком мало испытуемых — всего девять детей. А еще не было контрольной группы — тех, кто продолжал бы играть в компьютерные игры вместо игр во дворе. Поэтому наше исследование — это скорее «кейс-стади» — изучение конкретного случая.

Но наша цель состояла в другом. В привлечении внимания людей к тому, что существует эффективный и совершенно бесплатный способ развития мозга детей — дворовые игры. 

Детская неврологическая клиника «Прогноз» запускает серию лекций аспирантов кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ им. А.И. Герцена по специальности «психофизиология», которые будут полезны всем, кто работает с детьми и родителями.

7 ноября состоится первая из серии лекция на тему «Модель психического состояния (Theory of Mind) человека, или как мы понимаем поведение других людей».

Виктория Ефимова

Психофизиолог, доктор психологических наук, руководитель детской неврологической клиники «Прогноз» и центра «Логопрогноз», доцент кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ им. А.И. Герцена