На панели большинства лифтов есть кнопка закрытия двери. Нетерпеливые пассажиры любят нажимать ее, чтобы поскорее уехать. Правда, они не знают, что их усилия бесполезны, чаще всего управляющие и инженеры деактивируют эту кнопку. И хотя от нажатия нет никакого эффекта, люди продолжают настырно на нее давить. Вот вам лишь один пример иллюзии контроля. Мы действуем, словно можем что-то контролировать, даже когда это не так.
Иллюзия контроля — одна из многих «позитивных иллюзий», зафиксированных в психологии. С одной стороны, она дает положительный эффект, поскольку побуждает действовать уверенно и бороться с трудностями. С другой, приводит к тому, что мы растрачиваем силы на бессмысленное сопротивление, и тут о позитиве говорить не приходится. Когда мы переоцениваем возможности, то рискуем совершить трагические ошибки, за которые впоследствии придется дорого расплачиваться. Примером может служить отказ от медицинского лечения из-за ложной веры, что, например, онкологию можно вылечить правильным мышлением или смехом.
Мало кто способен подвергнуть веру в контроль проверке
Основатель компании Apple Стив Джобс, узнав о диагнозе, решил сам контролировать лечение рака поджелудочной железы. Ему рекомендовали операцию и химиотерапию, но Джобс, безгранично уверенный в себе человек, взялся лечить рак акупунктурой, травами и специальной диетой. Когда он согласился на операцию, рак распространился до такой степени, что пришлось удалить части поджелудочной железы, желчного пузыря, желудка, желчного протока и тонкого кишечника. В 2011 году Стив Джобс умер.
Компании ищут способы воздействовать на восприятие потребителей с помощью рекламы, хотя оснований надеяться на эффективность немного. Джон Ванамакер, известная фигура в истории маркетинга и торговли, как-то раз отметил: «Половина денег, потраченных на рекламу, ушла в песок. Проблема в том, что я не знаю, какая именно половина». И вместо того, чтобы опираться на теорию, компании продолжают вкладываться в рекламу, полагая, что могут повлиять на выбор клиентов и покупателей.
Как проверить эффективность рекламы? Один из способов — провести серию рандомизированно контролируемых экспериментов, в рамках которых случайно выбранным потребителям покажут рекламные материалы. Скорее всего, их содержание пройдет мимо сознания многих клиентов. Но как часто компании проводят такие эксперименты в достаточном объеме? Мало кто способен подвергнуть веру в контроль проверке. Когда компании все же решают удостовериться, что их реклама работает, они обнаруживают поразительные результаты. Компания eBay призналась, что рентабельность инвестиций в рекламу может быть и отрицательной.
Не разумно ли предположить, исходя из всего этого, что мы не в силах контролировать ни здоровье, ни то, как нас воспринимают клиенты? Тут кроется противоположная ошибка — недооценивать способность контролировать ситуацию. Можно вспомнить сколько угодно прискорбных случаев, когда были упущены возможности, потому что люди верили, что у них нет власти над ситуацией. В результате провал там, где можно было взять все в свои руки.
Неверная оценка степени, до которой мы способны на что-то повлиять, может привести к пораженческим настроениям, в то время как уверенность в себе могла бы помочь сохранить контроль. Чувство беспомощности сказывается на всем: на том, какие методы мы выбираем при борьбе с зависимостями, как боремся за политические изменения, и на том, как меняем культуру окружения или организаций, в которых работаем. Для примера рассмотрим еще одну распространенную ситуацию — борьба с лишним весом. От лишнего веса или ожирения страдает больше две трети американцев, и почти все они были бы рады похудеть. Очевидно, что путь к этому лежит через меньшее количество пончиков и большее количество пота в спортзале. И все же очень многие доходят до стадии ожирения.
Смелость быть честным с самим собой дает немало плюсов
В 2013 году Американская медицинская ассоциация (АМА) приняла решение признать ожирение заболеванием. Официальное подтверждение, что это болезнь, заставляет людей, страдающих ожирением, чувствовать, что ситуация им неподвластна. В ходе одного исследования участников просили прочитать новость о решении АМА и о том, к каким последствиям это привело: страховые компании стали оплачивать таблетки против ожирения, хирургические операции и психологическое консультирование. Кроме того, снизилась степень стигматизации ожирения. После того, как участники исследования, страдающие ожирением, узнавали о решении АМА, их намерение придерживаться диеты становилось слабее.
Смелость быть честным с самим собой дает немало плюсов. Насколько я хороший человек? До какой степени способен контролировать свою жизнь? В какой ситуации усилия будут вознаграждены с большей вероятностью? Для ответа на эти вопросы требуется уверенность в себе, которая базируется на объективной реальности и фактах и для обретения которой нужен самоанализ и рефлексия, а не вера в чудеса. Откалибруйте ее, и вы придете к гораздо лучшим результатам, чем надеялись получить. Как говорилось в одной молитве: «Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить. И дай мне мудрость отличить одно от другого».
Об авторе
Дон Мор — психолог, председатель в Школе бизнеса им. Хааса Калифорнийского университета. Специализируется на изучении коммуникации и лидерства.