Неделя осведомленности о дислексии
Каждый год Ассоциация родителей детей с дислексией проводит для того, чтобы повысить уровень знаний о подобных нарушениях и подсказать верное направление — как и чем своевременно помочь ребенку. К разговору приглашаются не только специалисты — логопеды, психологи, педагоги, — но и родители.
В программе VII Всероссийской Недели осведомленности, прошедшей в октябре 2025 года под девизом «100 ответов о дислексии», был представлен онлайн-навигатор с одноименным названием для родителей и педагогов, а также цикл лекций и круглых столов, включая вечер в ГМИИ имени А. С. Пушкина, организованный Ассоциацией родителей детей с дислексией совместно с клубом МОСК. Среди звезд, поддержавших Неделю в этом году, — Андрей Малахов, Татьяна Геворкян, Яна Чурикова и Седа Каспарова.
Принимала участие в этой встрече и Ольга Величенкова — эксперт Ассоциации, доцент кафедры логопедии Института специального образования и психологии МГПУ. У нас была возможность задать ей несколько важных вопросов.
Как определить проблему и к какому специалисту обратиться?
Psychologies: На каком этапе, по каким признакам родители могут понять, что естественные для начала обучения трудности говорят о возможной дислексии ребенка? Ведь при развитии речи и навыков письма, чтения у всех разный темп, разные успехи. Где же маркер, что стоит заподозрить проблему?
Ольга Величенкова: Если ребенок существенно отстает от сверстников в освоении школьной программы, это беспокоит всех: не только учителей, но и родителей. Если ребенок читает медленно (а в каждом классе есть определенные показатели по скорости чтения), плохо понимает прочитанное, допускает много ошибок в письме или никак не справляется со счетом в рамках школьной математики, то речь может идти о специфических трудностях в обучении.
Неудовлетворительные отметки, которые возникают систематически, — всегда повод для обращения к специалистам. А дальше начинается диагностика, ведь причины трудностей могут быть разными, в том числе и не связанными с познавательными особенностями ребенка.
Psychologies: Какой специалист определяет дислексию и не поставит ошибочный диагноз (определит, что интеллектуальное развитие ребенка в порядке)? Многие родители не ведут ребенка на диагностику, потому что боятся клейма «умственно отсталого».
О. В.: Заключение о наличии дислексии или дисграфии делает обычно логопед. Это тот специалист, который обладает компетенциями для оценки навыков письма и чтения. Не может быть «диагноза» на основании жалоб родителей. Требуется анализ письменных работ, разбор ошибок, исследование технических и смысловых параметров чтения. Диагностические процедуры достаточно строго описаны. Но окончательное решение о том, какова природа трудностей, принимает команда специалистов.
Для использования терминов «дисграфия» и «дислексия» необходимо убедиться в том, что интеллект ребенка сохранен
Его исследование проводит клинический психолог. Если ментальное расстройство все же обнаружено (что редко, но бывает), то используются заключения, в которых есть указание на первичное нарушение психологического развития и сопутствующие нарушения письма и чтения.
В большинстве случаев двойка по русскому языку — результат неравномерного психологического развития: сейчас ребенку не хватает когнитивных ресурсов для успешного обучения, но при помощи и поддержке он справится с проблемой.
Psychologies: Какой прогноз, если поставили такой диагноз, как дислексия? Есть ли шанс, что ребенок при определенных занятиях «выправится», освоит нужные навыки, окончит школу и сможет получать высшее образование?
Может ли ребенок с дислексией иметь полноценное образование и получить профессию?
О. В.: Прогноз зависит от двух основных факторов: внутренних ресурсов, которые в большой степени предопределены генетически, и качества помощи, которую оказывают ребенку. Взаимодействие этих двух факторов дает широкий спектр вариантов развития событий: например, от сохранения орфографических трудностей на всю жизнь до хорошего уровня читательских компетенций и функциональной грамотности. Качество «вложений» в образовательный маршрут ребенка — это то, на что мы можем и должны повлиять.
Psychologies: Что если учителя или завуч требуют отчисления такого ребенка из-за неуспеваемости? Есть ли закон, по которому ученика с диагностированной дислексией не имеют права выгнать из школы?
О. В.: Никого не могут выгнать из школы. Согласно Конституции, любой гражданин имеет право на образование. Более того, даже при всей очевидности проблемы с обучением, даже при наличии рекомендаций от ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии) переводить ребенка на адаптированную образовательную программу конечное решение за родителями. Только они могут решить, где будет учиться ребенок. Важно, чтобы они понимали также и свою ответственность за это решение.
Psychologies: Какие профессии лучше рассматривать в будущем для детей с дислексией?
О. В.: Как правило, дети с трудностями с письмом и чтением не выбирают речевые профессии. Они редко становятся учителями, филологами, журналистами, что вполне объяснимо. Зато им доступны любые творческие профессии. есть много людей, реализовавших себя в ремеслах, практических профессиях, IT. Пока не закрыт им и путь в высшую школу.
Обычно на сдачу ЕГЭ дети с нарушениями письма и чтения не идут, это тяжело. Сдают ОГЭ за 9 класс (или более простой экзамен — ГВЭ-9) и поступают в училища, после которых уже можно пойти в вуз. Пока после училищ и колледжей вузы принимают по внутренним экзаменам, а не по результатам ЕГЭ.
Что такое дискалькулия?
Psychologies: Что такое дискалькулия, о которой говорят намного меньше, чем о дислексии и дисграфии? Как она проявляется, диагностируется? Что делать, как помогать детям с дискалькулией? Могут ли они учиться в обычной школе и какие перспективы?
О. В.: Действительно, дискалькулия диагностируется гораздо реже, но трудности в обучении могут сочетаться, то есть являются коморбидными. Под дискалькулией понимают прежде всего проблемы со счетными навыками. Ребенок сначала не может освоить состав числа, разрядность, арифметические действия выполняет с трудом, порой используя очень «детские» способы — присчитывание, опору на пальцы при подсчетах. А позже проблемы нарастают как снежный ком. Дроби, проценты, переменные — все дается тяжело.
Детям требуется помощь коррекционного педагога, нейропсихолога
А также логопеда, если у ребенка есть дислексия, которая часто сочетается с трудностями решения текстовых задач. Учиться в обычной школе дети могут, но адаптированная программа поможет не только получить дополнительные занятия со специалистами, но и обеспечит особые щадящие условия оценивания.
Куда в России обращаться за помощью семьям детей с дислексией?
Psychologies: Где и как в России получить максимум бесплатной поддержки и помощи для ребенка с такими диагнозами?
О. В.: Для этого нужно обратиться в ПМПК. Посмотреть, где находится ближайшая комиссия, какие документы нужно предоставить для нее. Затем надо пройти обследование и получить заключение с рекомендацией образовательного маршрута. Важно, что рекомендует комиссия адаптированную программу для детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) или ЗПР (задержкой психического развития).
Такие термины, как дислексия, дисграфия, дискалькулия, в названии адаптированных программ не встречаются, но подразумеваются. Нормативно-правовая база пользуется немного иным терминологическим аппаратом, чем специалисты. Не надо этого пугаться.
Навигатор «100 ответов о дислексии»
Одним из важных итогов прошедшей Недели стала презентация уникального онлайн-проекта Навигатор «100 ответов о дислексии», в котором простым и доступным языком эксперты Ассоциации делятся информацией о дислексии, дисграфии и дизорфографии и который поможет мамам и папам маленьких детей сделать первые шаги на пути решения всех возникающих вопросов.
Помимо Ольги Александровны Величенковой, в разработке и создании проекта принимали участие нейропсихолог, доктор психологических наук Александр Николаевич Корнев и профессор, автор более чем 225 научных публикаций Татьяна Васильевна Ахутина.
Навигатор работает на официальном сайте Ассоциации и доступен на любых устройствах.

Эксперт Ассоциации родителей детей с дислексией, доцент кафедры логопедии Института специального образования и психологии МГПУ