Жить с болезнью: как организовать работу ума

Когда человек страдает хроническим заболеванием или постоянно заботится о ком-то из близких в такой ситуации, его мозг все время занят. Люди проводят часы, организуя встречи с врачами, занимаясь сдачей анализов и обследованиями. Приходится много общаться с медицинскими работниками, фармацевтами в аптеках и в отдельных случаях — со страховыми компаниями и чиновниками.

Забота о правильном питании и режиме жизни также отнимает много сил, независимо от того, свое здоровье приходится поддерживать или следить за хронически больным родителем или супругом. Все это — большая ежедневная работа, требующая времени и энергии. Но если физическая усталость более заметна, то усталость когнитивная, умственная зачастую не осознается, пока не доходит до крайности.

Об этом аспекте жизни с хроническим заболеванием, своим или в семье, пишет психотерапевт и социальный работник Кэти Вайрант.

Когнитивный труд

Когнитивную деятельность лучше всего понимать как последовательность предвидения, идентификации, принятия решений и мониторинга, напоминает Кэти Вайрант. Эти этапы последовательно рассматриваются в ее статье в контексте жизни с хроническим заболеванием.

Ожидание или предвидение — это признание предстоящей потребности, потенциальной проблемы или возможности. Когда мы узнаем, что рецепт заканчивается или что симптомы заболевания усиливаются либо поступает новая информация по беспокоящей нас болезни — например, исследование, — мы вступаем в фазу ожидания когнитивного труда.

Идентификация включает в себя создание вариантов для удовлетворения потребности или использования этой возможности. Например, при усилении симптомов мы думаем о возможных путях решения ситуации. Мы перебираем варианты: обратиться к лечащему врачу, применить домашние средства, такие как отдых, диета и безрецептурные лекарства, или ничего не делать. Для создания вариантов мы можем взаимодействовать с другими людьми: друзьями, членами семьи и экспертами.

Работа по принятию решения состоит в определении того, какой путь выбрать. При этом мы принимаем во внимание прошлый опыт, полученные советы, а также учитываем затраты и преимущества каждого из вариантов.

Мониторинг включает в себя оценку, насколько принятое решение соответствует потребностям того, кто болен. Например, мы решили подождать и посмотреть, улучшатся ли наши симптомы с отдыхом и диетой, и через некоторое время проверяем, улучшилось или ухудшилось самочувствие.

Эмоциональный ущерб от когнитивного труда

Ссылаясь на мнение экспертов, Вайрант пишет: «Абстрактный характер когнитивного труда — отсутствие в нем пространственных и временных границ — не дает человеку испытать удовлетворение, которое следует за выполнением многих физических задач. Без реального начала или конца познавательная работа может ощущаться как конвейерная лента без кнопки выключения».

Работа ума также невидима. Взаимодействуя с нами, члены семьи, друзья и коллеги не осознают, что наши умы непрерывно предвидят, выявляют, определяют и контролируют различные аспекты нашего хронического заболевания. Они могут удивляться, почему мы кажемся уставшими и озабоченными. На самом деле наш когнитивный труд может быть невидим даже для нас самих.

Мы можем знать, что истощены и перегружены заботами. Но мы обычно не связываем это с интенсивным умственным напряжением, связанным с хроническим заболеванием.

Жить с болезнью: как организовать работу ума

Умный подход к работе ума

«Когнитивная работа — это самая настоящая работа. Когда мы ожидаем, определяем, принимаем решения и контролируем, мы тратим энергию», — напоминает Кэти Вайрант. Чтобы сойти с конвейерной ленты без кнопки выключения, мы сначала должны быть в состоянии заметить, что мы уже на ней. Необходимо научиться уходить, отключаться.

Случаются ли в нашей жизни моменты, когда мы чувствуем себя беззаботными, можем отключить свои мысли и просто… быть? Некоторые люди могут испытывать это состояние, когда они заняты физической деятельностью или, к примеру, рисуют. Другие — находясь на природе или во время медитации.

Вайрант рекомендует обращать внимание на разницу между нашим состоянием, когда мы заняты когнитивным трудом и когда нет. Осознавать, насколько важен когнитивный труд — ведь мы получаем и обрабатываем информацию, позволяющую нам принимать оптимальные решения, касающиеся здоровья. И признавать важность тех переживаний, когда мы не заняты когнитивным трудом — расслаблены, наслаждаемся приятными ощущениями, восполняя свои запасы энергии.

«Практикуйте переходы между вовлечением и отказом от работы ума, связанной с болезнью, — рекомендует Вайрант. — Разработайте систему, которая позволит вам эффективно управлять этой работой. В частности, запланируйте время, которое вы ежедневно посвящаете лечению заболевания». Например, можно делать утром плановую проверку: «Как я себя чувствую? Что мне нужно сделать сегодня для хорошего самочувствия?»

Психотерапевт предлагает также включить эти действия в свой календарь, чтобы буквально «выбросить их из своего мозга на бумагу или экран смартфона». Кроме того, по мнению Вайрант, важно делиться с близкими и рассказывать о нагрузках, которые мы испытываем в связи с болезнью. Они должны понимать, как много времени и энергии отнимает эта работа.

Увидев, что нас понимают и ценят наши усилия, мы сможем чувствовать себя менее одинокими. Следующим этапом может стать делегирование. Когда близкие начнут лучше понимать, какую нагрузку нам приходится нести, они, возможно, смогут оказать посильную помощь. Возможно, кто-то разберется с рецептами или с документами и выписками, а кто-то зайдет в аптеку.

Во времена кризиса повышенное внимание сосредоточено на решении проблем со здоровьем

Для оптимизации процесса можно сообща использовать приложения-планировщики или даже старый добрый блокнот — написанный список задач с отметками о выполнении наглядно покажет положение дел на текущий момент. Вайрант советует добавлять туда пункты, как только они приходят в голову, чтобы ничего не упускать и вспомнить в нужный момент.

«И обязательно добавьте туда запланированное время для восстановления ваших сил. Восполнять физические и умственные ресурсы жизненно необходимо — отнеситесь к этому со всей серьезностью», — пишет психотерапевт. Это не означает полное безделье. Скорее это касается позитивного внимания, которое мы можем уделять нашему уму и телу.

«Хочу пояснить, — добавляет Вайрант, — что эти рекомендации подходят в первую очередь для периодов относительной стабильности здоровья. Во времена кризиса повышенное внимание сосредоточено на решении проблем со здоровьем. Однако, когда мы находимся вне кризисного режима, эффективное управление когнитивным трудом может стать инструментом, который уменьшает стресс и усталость и тем самым помогает нам выйти из кризиса».


Об авторе: Кэти Виллард Вайрант — психотерапевт и социальный работник.