Как и когда начинать отпускать ребенка одного в школу? | Источник: Shutterstock/Fotodom.ru
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

— Мама, ну сколько можно? — девятилетний сын возмущен, глаза сверкают, — все уже ходят в школу сами! Я уже большой!

Мамино сердце сжимается тревогой. Нельзя подавлять самостоятельность ребенка, тем более мальчика! Но он еще так мал, и сколько опасностей вокруг! А ведь нас в детстве отпускали, даже дошкольниками — и гулять, и в магазин; родители верили, что вокруг безопасно, работали допоздна… Но тогда во дворах сидели бабушки, все всех знали, а теперь? Времена изменились, мы теперь знаем гораздо больше о преступности — о педофилах, о пропадающих детях…

Так когда уже можно? Как договориться со своей тревожностью и в то же время не вырастить «маменькиного сынка»?

От чего зависит возраст, когда уже можно отпускать ребенка самостоятельно?

Законодательно в РФ нет нижнего предела, когда можно отпустить малыша на улицу; исключение — Краснодарский край, где до семи лет ребенку можно гулять только в сопровождении. На мой взгляд, мы должны исходить из очевидной логики: чем старше ребенок, тем безопаснее. Лобные доли мозга, которые отвечают за планирование, контроль и корректировку поведения в сложных ситуациях, созревают потихоньку, с семи лет и далее. Именно поэтому и школа начинается с этого возраста. До этого и потеряться, и уйти с чужим дядей малышу гораздо проще.

Важные факторы

Место, где живет семья

Деревня, село, маленький город и мегаполис, где полно шоссе и несущихся самокатчиков, — разные вещи. Когда ты знаешь соседей, когда до школы пять минут — возможно, и в шесть лет ребенок отлично будет ходить сам. Путь через полгорода на транспорте раньше чем в 10 лет, представить себе сложно. Но важно помнить, что ощущение безопасности в любой деревеньке — лишь иллюзия. Плохие люди есть везде, дети пропадают по всему миру, и произойти это может в ста метрах от дома.

Поэтому зачастую родителям спокойнее отпускать ребенка не одного, а в компании других детей, брата-сестры и пр. Снова огорчу вас — это тоже иллюзия. Дети есть дети, и защитить ни себя, ни другого ребенка они не могут. Они легко отвлекаются, неадекватно расценивают опасные ситуации и так далее.

Навыки и умения ребенка

Что должен уметь ребенок, чтобы мы могли его отпустить одного?

  • Пользоваться телефоном или умными часами. Не терять их, носить с собой. Знать номер телефона родителей и самостоятельно звонить им сразу, как только вошел в школу или домой и тем более, если после школы идешь еще куда-то вне плана. Это обязательное условие. Забываешь звонить или не отвечаешь на звонки? Значит, сам еще ходить не можешь.

  • Хорошо знать маршрут до школы. Его репетировали сначала вместе, а потом мама шла сзади и наблюдала, как и где чадо переходит дорогу. Если ездит на транспорте, то мы отрепетировали разные ситуации: вышел раньше, вышел позже, забыл проездной, сел не на тот автобус и прочее.

Пример из жизни: мальчик впервые поехал один на электричке, боялся, но хотел быть с друзьями наравне. Перед посадкой папа дал ему записочку и сказал: развернешь, если станет страшно или тревожно. И вот через час пути малыш таки развернул записку и прочитал: «Я еду в соседнем вагоне, приходи, если хочешь». Это — идеальный вариант для начала.

  • Знать правила безопасности не только на дороге, но и вообще на улице: с незнакомыми людьми не разговаривать и сразу уходить или кричать «чужой»; уметь заходить в магазины и просить о помощи, если возникла проблема (это тоже здорово отрепетировать заранее и убедиться, что ребенок не боится обратиться к охраннику или кассиру); не входить в подъезд и лифт, если там кто-то есть; не садиться в чужие машины — и даже в машины друзей семьи, соседей и учителей.

Сейчас существует множество тренингов по безопасности в городе, и, на мой взгляд, каждому ребенку перед самостоятельными путешествиями нужно такие тренинги посетить. Однако, снова тревожно: по данным эксперимента «Лиза Алерт» даже после тренингов с незнакомцами уходят 80% детей.

Помимо телефона или смарт-часов я очень советую использовать геометки. Для айфона это airtag, для андроида свои модели. Их можно вшить в язычок кроссовка, в подкладку куртки, положить в кармашек школьного рюкзака. Пусть будет, не лишнее.

Тест
Тест: Какой вы родитель?
1/13
Быть родителем для вас скорее обязанность, чем радость.
Верно
Неверно

А что делать с тревогой родителей?

Я уверена, что если вы читаете эту статью, то все предыдущие пункты вы, как включенные родители, уже знаете. И чем больше знаешь, тем сложнее отпустить. И это мне, как маме и как психологу, очень близко и понятно. Что же делать? Если у вас есть возможность провожать и встречать ребенка хоть в 10, хоть в 15 лет и он не против — то почему бы и нет? Но если или вы не можете все успеть, или ребенок требует ходить в школу самостоятельно — тогда остается подготовиться по всем фронтам и отпустить. Сжав зубы, но отпустить.

Психологический момент

Мы стараемся обезопасить ребенка психологически: выстраиваем с ним такие отношения, чтобы он доверял нам и рассказывал перед сном, как прошел его день. Это очень повышает шансы того, что если ребенок попадет в какую-то «заварушку», то мы узнаем об этом раньше, чем начнутся проблемы. Вводить такую традицию лучше с малышковых лет — сначала вы сами рассказываете, как прошел день, а потом и сам малыш потихоньку начнет.

Если общение ограничено «что ел, какие оценки, спокойной ночи», то это прямая угроза безопасности ребенка и на улице, и в школе

Мы оцениваем его психологический возраст: смотрим, как он действует в сложных ситуациях, какие решения принимает. Скажем, вы с ним потерялись (как будто) в парке. Как он реагирует, что предлагает делать? А если бы он был один? Пусть расскажет и покажет.

Подстраховываемся технически

Если мы уверены, что все сделали: маршрут отработан, телефон на месте, даже геометка есть, плюс ребенок сам хочет ходить и спокоен, что справится, — то мы сделали все, что от нас зависит. Мы не можем и не должны всегда оберегать и опекать ребенка. Потихоньку, по чуть-чуть мы учим его и отпускаем в самостоятельность, чтобы он мог и умел и до школы сам дойти, и обед приготовить, и постирать, и проблемы решать.

Часто родители, которые водили деток в школу и везде провожали, перестав делать это, вдруг обнаруживают, сколько времени и сил у них освободилось на другие дела. И это — прекрасное ощущение.

Принять взросление ребенка непросто, но необходимо.

Александра Аныкина

Детский психолог

ТГ-канал