Как организовать книжный клуб: инструкция из 6 шагов для тех, кто хочет читать и общаться | Источник: Shutterstock/Fotodom.ru
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Свои книжные комьюнити уже есть у актеров, музыкантов, политиков и прочих лидеров общественного мнения по всему миру. СМИ пишут о том, насколько совместное обсуждение книг снижает уровень тревожности и прокачивает коммуникативные навыки, а некоторые специально начинают ходить на встречи, чтобы найти вторую половинку с близкими интересами.

Так как все-таки организовать свой собственный книжный клуб?

1. Определитесь с концепцией и названием

Да, именно в таком порядке. Конечно, хочется как можно скорее обрести имя, «назвать корабль», но поверьте: гораздо проще выбрать название, когда вы понимаете, каким именно будет ваш клуб, а не подгонять формат под «вывеску».

Для начала вам нужно определиться, с какой целью вы хотите создать сообщество.

Бывают корпоративные книжные клубы, университетские, школьные, те, которые вырастают из дружеских переписок и обсуждений на кухнях и в телеграм-чатах, в целом — вариантов масса.

Чего именно вы хотите: просто читать и обсуждать сюжетную прозу или глубже изучить некую научную или социальную проблему? Развить навык общения или весело провести время и посмеяться над забавной историей? С этим связан и следующий вопрос: какую именно литературу вы хотите читать и обсуждать?

Есть клубы, которые концентрируются на научной фантастике, современной остро социальной или сентиментальной прозе, автофикшене. А есть и те, кто составляет жанровый план на год и читает разное.

2. Подумайте, как много участников вы хотите привлечь

Как показывает практика, оптимальное количество обсуждающих (чтобы разговор не забуксовал или дебаты не переросли в потасовку и перекрикивание друг друга) — от 5 до 12 человек.

Но хорошо, когда у вас уже есть первые желающие из числа ваших знакомых. А если нет?

Тогда надо предположить, где могут обитать ваши потенциальные соратники: можно создать аккаунт в соцсетях и разместить анонс там или же распечатать небольшую афишу-приглашение на первую встречу и отнести ее в местную библиотеку или независимый книжный магазин (если таковой имеется). Иногда для поиска может сгодиться и общедомовой чат.

3. Определитесь с форматом встреч

Например: собрания вашего клуба будут тематически оформлены (читаем биографию Илона Маска — идем на автодром или в планетарий, хотим обсудить Элизабет Гилберт — отправляемся на йога-ретрит, читаем про вампиров — надеваем черные кружева и бархат), может быть, вы планируете читать фанфики и готовы привлекать к обсуждению авторов.

Также важно понять на старте, как много вы готовы прочесть за определенный промежуток времени: некоторые клубы собираются раз в две-три недели, другим необходим месяц на чтение и подготовку. Кроме того, есть варианты сочетания форматов: не только прочесть книгу для обсуждения, но и посмотреть фильм на близкую тему. В целом, обсуждение длится час-полтора — этого достаточно, чтобы обменяться мнениями и не утомить участников.

Еще один момент, требующий анализа: есть ли у вас возможность проводить встречи оффлайн или же придется ограничиться виртуальным форматом? Часто оффлайн-клубы собираются в кафе, залах при библиотеках, парках (в теплое время года). При проведении «реальных» встреч иногда возникает вопрос об оплате для каждого участника: это может быть депозит, который просит принимающее заведение или оплата материалов, используемых в процессе встречи (небольшие памятные сувениры участникам или же изготовление чего-либо, что используется для проведения интерактива, например).

Даже если вы решили, что общение у вас будет исключительно оффлайн — заведите чат для вашего клуба (даже если вы не планируете вести соцсети сообщества). Это сильно поможет с его координацией и сблизит участников в процессе общения между встречами.

4. Установите правила выбора книг для обсуждения

В целом, можно выделить три основных варианта:

  1. голосование из предложенных участниками книг;

  2. очередность (это подходит клубам с постоянным составом — каждый раз читают книгу, предложенную следующим участником);

  3. старая-добрая «диктатура» организатора.

5. Составьте устав клуба

Лучше на старте обозначить темы, которых нельзя касаться в обсуждениях, если таковые имеются. Нелишним будет и напоминание о вежливом отношении к мнениям друг друга. Книжный клуб — комфортное и безопасное «третье место», не стоит превращать его в поле боя и средство повышения самооценки. Также можно отметить необязательность дочитывания выбранной книги для участия во встрече (или наоборот — запретить вход для «не выучивших уроки»).

6. Не забудьте про модерацию

Подумайте, каким вы хотите видеть обсуждение? Возможно, вам близок формат свободного потока, когда участники сами направляют разговор. Другой вариант — модерация, и вот она уже требует подготовки: пригодится узнать побольше об авторе, произведении, выбрать самые яркие, на ваш взгляд, цитаты, составить пять-семь опорных вопросов.

С одной стороны, создание книжного клуба — вполне реальная вещь. С другой — все зависит от масштаба поставленной задачи. Например, если нужно организовать сообщество при крупной компании, по конкретному профилю и, желательно, с привлечением экспертов. Здесь уже может пригодиться помощь профессионалов: да, люди, создающие книжные клубы «под ключ» — существуют. Один из таких проектов — Inhound — ведет психофизиолог и нейроученый Полина Кривых.

«Наш слоган: „Знания без лекций“»

Полина Кривых

Психофизиолог, нейроученый, CEO Inhound. Автор телеграм-канала «Что-то на нейронаучном» и книги про улучшение памяти, научный редактор и переводчик 25+ книг про мозг и психологию

Телеграм-канал

В Inhound мы делаем книжные клубы с экспертами. В этом наша основная «фишка»: клуб ведет не модератор, а топовый эксперт в своей теме, который комментирует текст в формате «кружочков» и делится своими профессиональными знаниями. За счет этого читатели глубоко погружаются в контекст и им есть, что обсудить.

Мы не просто читаем «Трех мушкетеров», а заодно изучаем историю Франции и Англии XVII века, не просто читаем новую книгу нейробиолога Роберта Сапольски, а разбираемся в научных исследованиях, на которые ссылается автор.

Все проходит онлайн в Телеграме в формате микролернинга: нет специальных встреч или созвонов, но каждый день мы публикуем новую информацию. Эксперт тоже присутствует в чате и отвечает на вопросы участников клуба. А обсуждать книгу можно буквально 24/7 в чате с другими читателями.

Также мы создаем книжные клубы «под ключ» для разных компаний: среди наших клиентов крупные банки и компании-застройщики. Сначала мы вместе выбираем книгу, чтение которой позволит решить поставленные образовательные цели. Затем мы подбираем эксперта, составляем методический план чтения и проводим книжный клуб от первого до последнего дня. Читаем как нонфикшн, так и художественную литературу.

Слоган Inhound: «Знания без лекций». Мы считаем, что чтение может быть очень интересным и увлекательным, если есть проводник в мир книги. Поэтому мы тщательно выбираем ведущих клубов — это признанные эксперты в своей сфере, которые умеют объяснять сложные феномены понятным языком, «переводить с научного на человеческий». Также мы открыты и к разным творческим форматам, например, недавно запустили бесплатный книжный клуб по «Рассказам о Шерлоке Холмсе», в котором есть не только экспертные комментарии, но также игровые кружочки от актеров в образах героев книги.