Чего точно не стоит делать
Не начинайте разговор с руководителем на эмоциях
Предположим, вас вызывает начальник и дает новую задачу, а вы на эмоциях (от усталости или нагрузки) начинаете говорить, что у вас и так достаточно работы и что неплохо бы доплачивать за дополнительную. Но при этом у вас не готовы аргументы со своей стороны и вы слишком эмоционально вовлечены, чтобы выслушивать начальника.
Не опускайтесь до шантажа
Часто на шантаж бывает одна реакция — «Мы с шантажистами не торгуемся, хочешь уходить — уходи». Ну и даже если вас оставят (может ситуация сложиться так, что ваше увольнение сейчас негативно повлияет на бизнес) — будьте уверены, ощущение выкрученных рук у вашего руководителя останется, и, как только он сможет, — заменит вас.
Не давите на жалость
Вы взрослый человек и несете ответственность за свои решения, не перекладывая их на работодателя. Надо понимать, что начальник — это не родитель или близкий родственник, который поругает, но все равно поможет, — у вас другие взаимоотношения.
А как надо?
Соберите аргументы для беседы с руководством
Сколько стоит ваш функционал на рынке труда;
Насколько (и почему) увеличилась ваша нагрузка;
Что вы уже сделали для того, чтобы увеличилась ваша продуктивность/ваша стоимость (в какое обучение инвестировали свое время и деньги), каким новым навыкам (востребованным на рынке) вы научились;
Каких результатов вы достигли на своей позиции в этой компании (подготовьте отчеты для доказательства своих слов).
Договоритесь с руководителем об удобной дате и времени беседы и обозначьте тему своего визита. Иногда этого бывает достаточно, и руководитель «вспоминает», что давно не повышал вам зарплату и не хочет вас терять.
На встрече с руководителем ведите себя по-деловому
Распечатайте инфографику, на которой продемонстрирована заработная плата такого же специалиста у прямых конкурентов вашей компании;
Расскажите о том, почему эта компания и ваша должность, а также руководитель вам нравятся и подходят. Начальник должен понять, что вы действительно цените работу в компании и хотите договориться и вас не интересуют только деньги;
Уверенно и спокойно проговорите сумму (лучше вилку от и до), которую вы хотите (и будьте готовы аргументировать свою позицию, почему именно столько). Если вы готовы выполнять дополнительные задачи за бо́льшие деньги — тоже обозначьте это.
Будьте готовы к любому исходу
Вам могут отказать, объяснив при этом почему, или предложить другую сумму (не ту, на которую вы рассчитывали);
Могут согласиться на сумму +10%, но при этом добавить +50% обязанностей;
Могут согласиться с повышением, но отсрочить дату (или вообще подвесить срок изменений).
Уже до встречи с руководителем вам точно надо подумать и принять для себя следующее решение — какая сумма минимальна для вас, какая оптимальна, а какая идеальна. А также определиться, что вы будете делать, если начальник станет «кормить завтраками» или предложит невыполнимые условия, — вы принимаете это и дальше работаете или увольняетесь?
ФАКТОРЫ, О КОТОРЫХ СТОИТ ПОМНИТЬ
Существуют компании, где очень жесткая тарифная сетка
И ей управляют специалисты по компенсациям и льготам. То есть у руководителя нет полномочий принимать решения о заработной плате сотрудников (или он может только за вас замолвить словечко перед головным офисом). Поэтому в первую очередь нужно смотреть, есть ли в вашей компании какие-либо регламенты по системе мотивации сотрудников (можно спросить об этом у сотрудников HR-службы).
Есть компании, где зарплата сотрудникам утверждается один раз в год
Чаще всего вместе с бюджетом на год. А значит, у руководителя будет возможность выбить вам повышение только при очередном общем согласовании. Но очень часто у руководителя бывает НЗ (неприкосновенный запас). То есть сумма, которая не потрачена, так как были вакансии или сумма, которые отложены на повышение, но никого не повысили или наняли сотрудника дешевле, чем ожидали, и руководитель может иметь возможность принять решение в вашу пользу.
Руководитель предлагает повышение до нужной суммы в несколько этапов
Например, на три месяца повышение на 10%, а потом уже еще на 10%. Часто это связано с управлением бюджетом расходов подразделения. И тут сотруднику нужно быть гибким, но знать, что можно попросить взамен своей гибкости и при этом показать свою лояльность.
В любом случае беседы с обратной связью о ваших результатах, постановке задач и о вашей мотивации рекомендую проводить не реже одного раза в год. Достойно оценивать свой труд — это показатель того, что вы цените свой профессионализм и видите свои достижения. И даже если в вашей компании нет такого бизнес-процесса — заведите себе правило, что это обычный рабочий момент, и это избавит вас от позиции просителя.
