Как распознать ПТСР в обычной жизни

Большинство из нас знакомы с термином «посттравматическое стрессовое расстройство». Но не все понимают, что мы получаем травматический опыт и в повседневной жизни. Иногда это происходит совершенно незаметно. Психологическая травма может стать причиной тревожности и других проблем, которые отличаются как по силе, так и по способу выражения.

Как возникает ПТСР?

Природу ПТСР довольно сложно осознать. На фундаментальном уровне травма вызывает шок и страх. Реакция нашего ума и тела отличается в зависимости от интенсивности и внезапности самого травмирующего события. Когда происходит что-то обескураживающее или нервирующее, это выводит нас из равновесия.

Обычно нужно только время, чтобы прийти в себя, но иногда последствия травмы продолжают действовать на нас снова и снова

Посттравматический стрессовый синдром заставляет не просто заново переживать травмирующее событие. Наши эмоции становятся разбалансированными, особенно в тех случаях, когда действуют системы возбуждения и реакции.

Травма также влияет на мышление и настроение. Мы стараемся избегать некомфортных ситуаций, особенно если они чем-то напоминают травмирующее событие.

Когда все эти симптомы обостряются до такой степени, что человек не может с ними справиться самостоятельно и нормально существовать в обществе, синдром становится расстройством.

У кого возникает расстройство?

«Классические» случаи ПТСР возникают у ветеранов боевых действий, которые видели смерть и разрушение, у тех, кто выжил в природных катастрофах, у жертв физического и сексуального насилия. Но если травма получена в менее экстремальных обстоятельствах, сложнее определить, что у человека проявляются симптомы именно посттравматического стресса.

Часто получить травму можно в отношениях с кем-то. Например, если произошла измена, хотя брак казался крепким и счастливым. Это вызывает шок, человек теряет чувство реальности происходящего. Сначала он может впасть в ступор.

Когда шок проходит, на него обрушивается водопад эмоций — ужас, гнев, горечь, грусть и даже отчаяние

И, как часто бывает во время ПТСР, человек может испытывать неприятные флешбэки травматического события и обстоятельств, связанных с ним. Они сами по себе выматывают, но постоянную тревогу рождает ожидание следующей «подножки» от мироздания.

Пример из практики

Одна моя пациентка пришла на терапию после того, как узнала, что ее муж (с которым они живут вместе 30 лет) поддерживал длительные отношения на расстоянии с другой женщиной. Они общались через соцсети и ни разу не встречались лично, но для жены это все равно было ужасным предательством и шоком.

Несмотря на эмоциональную холодность, которая появилась в отношениях с мужем, ей казалось, что все нормально

Открытие перевернуло ее жизнь. Она плохо понимала, что реально, а что нет. Она не могла есть и спать, не контролировала свои эмоции — перепады от гнева до слез случались постоянно. Но самым неприятным моментом были навязчивые мысли и сцены, которые стояли перед глазами: их романтическое общение, его лицо в тот день, когда она все узнала. Это невозможно было остановить.

Конечно, женщина получила профессиональную помощь. Но ее история — один из примеров травмы, которая проявляется в обычной жизни. Для большинства из нас вероятность получить ПТСР в драматических обстоятельствах, на войне или в катастрофе, относительно мала. Зато другие виды травмирующих событий встречаются на каждом шагу. Поэтому так важно опознавать первые признаки посттравматического стресса. Чтобы лечение было верным, и сам пациент, и тот, кто хочет ему помочь, должны осознать и оценить все последствия травмы.


Об авторе: Джордж Саймон — клинический психолог.