Как решать конфликты в отношениях с друзьями: 3 совета психолога
Фото

Кадр из фильма «Убрать лайк»

Конфликт — это столкновение интересов двух и более людей. Основные причины его возникновения следующие:

  • Противоположное восприятие целей, ценностей, интересов

  • Недоразумения, логические ошибки и трудности в коммуникации

  • Недостаток и некачественность информации

  • Несоответствие между реальностью и представлениями о ней

Что же рекомендуется делать в случае конфликта в дружеском кругу? Как отыскать компромисс?

1. Возьмите паузу

Конфликт для нас — это стресс, а в стрессе мы мобилизуемся, включается реакция «бей или беги». Увеличивается соблазн устроить дополнительное выяснение отношений и поиск виноватых, что может привести к полному разрыву.

Поэтому дайте себе и противоположной стороне время на стабилизацию своего состояния, а потом поговорите о возникшей ситуации и предложите свои способы решения конфликта, а также варианты, как избежать его в дальнейшем.

Используйте при этом ненасильственное общение (ННО), то есть спокойно и тактично говорите о своих потребностях.

Компоненты ненасильственного общения

Этот подход был разработан в 1960-х годах доктором Маршаллом Розенбергом как раз для разрешения конфликтов между людьми.

Очень часто при выяснении отношений стороны идут на манипуляции, взаимные обвинения и даже угрозы. Для успешного же разрешения конфликта необходимы спокойствие, искренность и открытость. Нужно показывать, что у вас добрые намерения и что вы хотите разрешения проблемы, а не ее усугубления.

Каковы компоненты ННО?

  • Наблюдение. Пытайтесь смотреть на ситуацию максимально объективно, даже если ваши мнения с собеседником сильно расходятся. Представьте себя камерой наблюдения, которая просто фиксирует происходящее. Это даже не кино, где, так или иначе, на подачу ситуации влияет личность режиссера.

  • Чувства. Что вы ощущаете в происходящем конфликте? Старайтесь не смешивать эмоции с предположениями. «Я чувствую, что ты на меня злишься» — это ваше восприятие. «Я чувствую расстройство и растерянность» — это уже разговор о чувствах.

  • Потребности. При возникновении конфликта подумайте о том, что вам нужно. Например, у вас есть потребность в любви или безопасности, понимании или сопереживании. Поделитесь этой информацией с вашим другом или друзьями. Главное, подавать эту информация с позиции своего «я». Не «ты меня не понимаешь», а «у меня есть потребность в понимании/сопереживании».

  • Просьбы. Ничего не требуйте в отношениях — просите. Требование не подразумевает ответа «нет», а просьба дает свободу выбора. Если же вам необходим положительный ответ, поймите, что мешает человеку сказать «да». Попробуйте поставить себя на его место, постарайтесь проявить эмпатию. После этого можно продолжить разговор.

Когда конфликт будет исчерпан, а все взаимные претензии проработаны, можно дать время на восстановление отношений.

Не ждите, что все решится по щелчку пальцев, — просто продолжайте заниматься с друзьями общими делами. Положительные эмоции помогут сгладить негативные переживания и ускорят процесс налаживания взаимодействия. Не исключено, что после данного конфликта дружба даже станет более прочной!

2. Не пытайтесь решить проблему за один раз

Дружба — это развивающийся процесс, поэтому и решение конфликта не происходит в один момент. Вы можете постепенно решать разные нюансы, приводящие к конфликтным ситуациям. Необязательно встречаться один раз для длительного тяжелого разговора, попробуйте идти к разрешению проблемы маленькими шагами.

3. Развивайте эмпатию

Что пытаются сказать вам ваши друзья? В чем их боль и потребности? Мы можем быть не согласны с мнением людей в нашем дружеском кругу, но необходимо хотя бы попробовать понять противоположную сторону. Это относится ко всем участникам конфликта. Попытка проанализировать отличную от нашей точку зрения может помочь взглянуть на ситуацию под другим углом. Вероятно, что после этого все участники конфликта смогут найти больше точек соприкосновения.

Наталья Жукова

Нейропсихолог-реабилитолог, основатель и ректор «Университета современной психологии Натальи Жуковой»