Как вести себя с коллегой, который постоянно жалуется: 4 стратегии
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Проблема

Главная проблема с негативными эмоциями в том, что они заразительны. Один нытик в коллективе может в корне поменять настроение всей команды, и от рабочего настроя не останется и следа.

Стратегии

Как общаться с таким человеком, не давая ему вывести вас из равновесия?

1. Попробуйте понять причины такого поведения

Прежде чем давать отпор «жалобщику», постарайтесь поставить себя на его или ее место и понять, почему этот человек так себя ведет, какова его цель. Специалист по управлению персоналом Грегори Толл уверен, что офисные «нытики» обычно либо просто хотят, чтобы их выслушали, либо ищут тех, кто разделит их недовольство. Как правило, они сами не верят, что беспокоящую их проблему можно решить.

2. Постарайтесь донести до «жалобщика» свои цели и задачи

Если каждый раз, когда вы с коллегой остаетесь наедине, он начинает вам жаловаться, а вас при этом связывают достаточно близкие отношения, психолог и карьерный коуч Сесили Хоршам-Брэсвэйт советует попробовать следующее.

Скажите, что в наступившем году вы хотите поработать над общением с окружающими: «Знаешь, я вдруг понял(а), что многие больше говорят о проблемах, чем о том, что им удается, и это негативно сказывается на моем настрое. Моя цель в нынешнем году — обрести баланс. Будет здорово, если ты мне в этом поможешь».

Так вы сможете занять более активную позицию в разговоре, а заодно разобраться, почему вообще именно вы так притягиваете «жалобщика»

Какая в этом польза лично для вас? Может, неся этот крест, вы чувствуете себя нужным, значимым? Гордитесь ли вы тем, что обращаются именно к вам? Пока вы в этом не разберетесь, вы так и будете удовлетворять чужие нужды, игнорируя собственные потребности.

3. Тактично постарайтесь завершить разговор

Если вы с собеседником не слишком близки, возможно, проще будет мягко свернуть беседу. Скажите коллеге, что услышали его и понимаете, чем он так расстроен, но сейчас вам, к сожалению, нужно взяться за срочную задачу. Если поступать так каждый раз, скорее всего, рано или поздно собеседник поймет, что жаловаться вам бесполезно.

4. Если хотите и можете, помогите коллеге

  • Для некоторых людей жалобы — насущная необходимость. Только выпустив пар и поплакавшись кому-то в жилетку, они могут наконец взяться за казавшуюся слишком сложной задачу и сделать невозможное. В таких случаях эксперт советует выделять для жалоб специальное время: «Не давайте „жалобщику“ занимать весь эфир: активно выслушайте его, посочувствуйте, а потом переходите к другим темам».

  • Другая категория коллег жалуется, чтобы получить конкретный совет, касающийся, например, токсичного поведения руководства или несправедливой оплаты труда. Чтобы помочь такому человеку, задавайте как можно больше вопросов — это поможет вам как следует разобраться в ситуации и что-то порекомендовать.

Возможно, вы действительно сможете помочь собеседнику посмотреть на ситуацию с другого ракурса или дополните его картину происходящего недостающим фрагментом.

Вывод

Конечно, любопытно понять, почему одни люди жалуются, а другие в схожих ситуациях — нет, но куда важнее обратить внимание на собственное поведение и постараться разобраться, почему вы реагируете на жалобы так, а не иначе, помогаете ли вы человеку, если просто его выслушиваете, и можно ли что-то изменить в своем поведении, чтобы всем в итоге стало лучше.