Кризис 25 лет: что это и как его преодолеть
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Будучи подростками, мы ожидаем, что после двадцати начнется «настоящая», «взрослая» жизнь, наполненная множеством захватывающих моментов и возможностей. И это сложно назвать неправдой. Только обычно нас не предупреждают, что именно в возрасте от двадцати до тридцати лет люди проходят один из самых сложных жизненных этапов, сталкиваясь с сомнениями и зачастую застревая в чувстве неопределенности.

По этой причине молодые люди, достигшие 20 лет, нередко ошибочно думают, что с ними что-то не так, раз наслаждению долгожданной взрослой жизнью начинают мешать колебания, страхи и неуверенность. За этим у некоторых и вовсе следует разочарование во «взрослости». А виной всему кризис четверти жизни, или, как его еще называют, кризис 25 лет. 

По статистике через него проходит больше половины людей. На самом деле привязка к возрасту условная: считается, что этот кризис может настигнуть человека как в начале двадцати лет, так и после тридцати. Это зависит от жизненных обстоятельств и особенностей человека.

Теория возрастных кризисов

Одним из первых на возрастные кризисы обратил внимание профессор социальной психологии Дэниел Левинсон. Он пришел к выводу, что ни одна структура не может не подвергаться изменениям в течение более восьми лет. Следовательно, и человек не может прожить всю свою жизнь без переходных этапов (именно так Левинсон и называет возрастные кризисы). 

Вдохновившись работами Левинсона, исследовательница Гейл Шихи продолжила анализ развития личности и подчеркнула необходимость более детального рассмотрения кризисов взрослого человека, так как долгое время учеными анализировались преимущественно этапы развития детей и подростков.

Конкретно кризис 25 лет привлек к себе внимание широкой публики в начале 2000-х благодаря книге «Кризис четверти жизни: уникальные жизненные испытания тех, кому за 20», написанной двумя подругами, Александрой Роббинс и Эбби Уилнер.

Признаки кризиса 25 лет

Если вы находитесь в промежутке между 20 и 30 годами, попробуйте задать себе следующие вопросы:

  • Стало ли мне сложнее принимать важные решения из-за страха «испортить» свое будущее?

  • Стал(а) ли я больше переживать из-за выбора профессии?

  • Стал(а) ли я негативнее относиться к себе и больше сравнивать себя со сверстниками?

  • Чувствую ли я, что между мной и другими возникла или усилилась дистанция?

  • У меня появились/усилились сомнения насчет выбора партнера?

  • Чувствую ли я себя потерянным(-ой)?

  • Чувствую ли я себя так, будто притворяюсь взрослым человеком?

Положительные ответы на эти вопросы указывают на наличие «симптомов» кризисного состояния.

Почему происходит кризис четверти жизни

Невозможно найти однозначный и универсальный ответ на этот вопрос. У кого-то кризис может спровоцировать сепарация от родителей и начало самостоятельной жизни. Кто-то начинает проходить через кризисное состояние после переезда в другой город, в котором еще предстоит построить новую жизнь и обрести связи, а кто-то — после разрыва длительных отношений или вступления в брак. Получение диплома также оставляет многих в смятении и непонимании того, что делать дальше.

Что тревожит в 25 лет

1. Поиск себя

Находясь в кризисе четверти жизни, мы как никогда много думаем о том, какие цели следует поставить и насколько этим целям соответствуют наши действия. Мы постоянно задаемся вопросом: «Что мне делать со своей жизнью?». И зачастую не можем подобрать ответ. Нам может начать казаться, что мы движемся в пустоту. Это ощущение сложно назвать приятным, однако именно оно помогает отказываться от тех привычек и отношений, которые мешают личностному или профессиональному росту.

У многих по достижении четверти жизни начинается сепарация от родителей. Во время нее мы начинаем со стороны оценивать и подвергать сомнению установки семьи, которые раньше могли восприниматься нами как абсолютная истина. Мы задумываемся, какие жизненные принципы и убеждения родителей готовы нести в себе дальше, а от каких пора себя отделить.

Евгения, 28 лет: «Меня пугает и злит отношение общества к женщине как к хранительнице очага. Ты можешь владеть фирмой, ездить на крутых машинах, занимать руководящую должность, но если у тебя нет рядом мужчины, то для окружающих ты не успешная и не состоялась как женщина. Как же сильно давит общество, когда тебе за 22, ты выпустилась из института, все твои бывшие одноклассницы выходят замуж и рожают, а ты хочешь дальше учиться и строить карьеру.

Мне почти тридцать, я работаю на достаточно высокой должности, у меня уже есть своя семья, у меня есть взрослые родители, которым я помогаю. Ко мне все обращаются на «вы», но все равно где-то в глубине души у меня есть чувство, что я лишь играю взрослого человека, а где-то там есть настоящие взрослые, которые знают, что делать.

Мне иногда кажется, что кто-то зайдет в кабинет и скажет: «Девочка, где твоя мама?»

Маленький принц в сказке говорит, что не хочет становиться взрослым, которого интересуют только цифры. Периодически я ловлю себя на мысли, что мы с мужем очень часто обсуждаем финансы. Мне очень не нравится, что регулярно приходится об этом говорить. Раздражает, что жизнь становится скучной, в какой-то момент даже начинаю думать: «Я что, такая меркантильная?»

2. Чувство одиночества

Колебания в отношениях и отстранение от людей, с которыми мы когда-то были близки, также могут быть признаком кризиса четверти жизни. Мы можем осознать, что «переросли» свое старое окружение или что общение с друзьями больше не приносит нам радости, и дистанцироваться от них. Так же и с романтическими отношениями — мы можем начать сомневаться в выборе партнера или захотеть нового опыта.

Освободив в своей жизни место от людей, которые больше не делают нас счастливыми, мы можем столкнуться с чувством потерянности и одиночества. И нам даже может начать казаться, что мы уже не обретем новые прочные связи. Конечно, это неправда.

У этого состояния есть и свое преимущество. У нас появляется возможность побыть наедине с собой, проанализировать имеющийся опыт и сформулировать свои потребности в общении. Отталкиваясь от получившихся выводов, мы можем начать формировать новое окружение.

Анастасия, 22 года: «После колледжа я решила наконец поступить в другой город на ту специальность, которая мне правда нравится. Но я не смогла пройти в место, в которое хотела. Пришлось остаться в родном городе и дальше учиться здесь, параллельно с работой. Я тогда была разочарована и оборвала все связи.

Почти все мои бывшие одногруппницы после выпуска из колледжа сразу начали выходить замуж, а кто-то уже и детей родил. У меня есть страх, что я не смогу построить семью. Сейчас мне кажется, что важнее всего построить карьеру, а все остальное подождет. Я боюсь стать человеком, который возвращается после работы домой и видит, что там никого нет. Это же очень грустно! Ты приходишь домой, а у тебя коты, хомячки и рыбки. Я боюсь, что единственным человеком, с которым я смогу поговорить, будет моя мама».

3. Неуверенность в себе

Далеко не у всех получается к тридцати годам обрести работу мечты и построить жизнь, которая будет соответствовать всем нашим требованиям. Мы сравниваем себя со сверстниками, которым уже к 25 годам удалось добиться того, о чем мы мечтаем. Масло в огонь подливают и социальные сети, где люди с картинок кажутся идеальными, во всем успешными и всегда счастливыми.

Из-за неуверенности в себе нам может быть сложнее заводить новые знакомства, пробовать что-то новое и относиться к себе с заботой. Важно помнить о том, что не бывает универсальной схемы успеха и что все люди могут временами сомневаться в себе.

Александр, 26 лет: «После третьего курса я понял, что не вижу себя в будущем на специальности, на которую учился. Оставался всего год до получения диплома, но я принял решение поступить на другой факультет, в выборе которого также теперь не уверен до конца. Мои однокурсники гораздо младше меня, но многие из них уже четко знают, кем хотят работать. Некоторые и вовсе помимо учебы уже работают на приличной работе. Люди, с которыми я учился до этого, уже двигаются дальше, строят карьеру и отношения. А я завис в ощущении, что у меня все еще ничего не построено, и чувстве вины за это».

Лусине Цамерян, психолог

К четверти жизни уже есть определенный опыт за плечами: образование, работа или отношения. Но на этом этапе может происходить переоценка пройденного пути и постановка новых целей, более глубокое понимание себя и того, как на самом деле хочется проживать свою жизнь. Молодые люди сталкиваются с реальностью, самими собой и ищут ответы на вопросы: «Кто я?», «Куда я иду?», «Чем я живу?».

Человек, находящийся в кризисе 25 лет, может начать пересматривать свое отношение к полученному образованию и работе. Переосмысляться могут и отношения. Множество вопросов, ответы на которые может быть сложно найти, зачастую приводит к ощущению растерянности, неудовлетворенности, депрессивным переживаниям.

Кризис — это переворот, пора переходного состояния

Его успешное разрешение способно вывести человека на новый виток жизни, привести его к обретению новых смыслов. Люди, справившиеся с кризисом четверти жизни, могут найти свое место в мире. И мир в самих себе.

Многие готовы справиться с этим состоянием самостоятельно, но некоторым необходима помощь специалиста. Молодежь гораздо чаще готова обращаться за психологической помощью, рассматривая психотерапевтический процесс как способ исследования и лучшего понимания себя, возможность посмотреть на свою жизнь по-другому и внести необходимые изменения.

Что может помочь человеку, находящемуся в кризисе 25 лет?

  1. Осознание, что кризис дает возможность изменить свою жизненную ситуацию и понять, чего хочется на самом деле.

  2. Поиск пути разрешения кризиса с опорой на жизненный опыт, собственные навыки и знания.

  3. Избавление от всего лишнего, мешающего, неподходящего.

  4. Пересмотр своих убеждений, ценностей, жизненных приоритетов и смыслов. Изменение жизни в соответствии с ними.

  5. Помощь специалистов и поддержка близких. Важно, чтобы родители не обесценивали ребенка, давали ему возможность сепарироваться и идти своим жизненным путем.

Лусине Цамерян
Лусине Цамерян

Клинический психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии