Что значит «кризис идентичности»?
Что такое идентичность: простыми словами
Самое простое объяснение, что такое идентичность, — это ответ на вопрос: кто я? То есть к какой группе я принадлежу: я русская, я женщина, я психолог, я мать — если идти дальше по ролям. Это поиск себя, ощущение себя, самоопределение.
Есть социальная идентичность — это внешние группы, и есть идентичность внутренняя. В нас очень много разных ролей.
Два вида кризиса идентичности
Случаются кризисы идентичности, когда конфликт внутри личности. Это кризис личностной идентичности, когда пересматриваются убеждения, мировоззрение, ценности и смыслы. Часто это происходит, когда нужно сделать непростой моральный выбор. Например, «А я хороший человек вообще?», «Я так поступаю правильно?», «Я хорошая мать?», «Я вообще гожусь в матери?» — все это проявления кризиса идентичности. Это состояние часто возникает перед важным решением — рожать ли детей или выбрать путь без ребенка.
То же самое с другими ролями в социальных группах: «Я могу быть женой?», «Я правильный отец?», «Я хорошая дочь?» — все это про внутренние роли. Любая группа может быть значимой — семья, школа, класс. Насколько ребенок вписывается в класс, не является ли он «белой вороной» — как правило, все эти предположения направлены на то, что кто-то выбивается из общей массы.
Наш вид не выжил бы, если бы люди не объединялись в группы
В одиночку невозможно добыть мамонта, разделить его, съесть или защититься от саблезубого тигра. Объединение в группы было залогом выживания — и так оставалось очень долго.
Сейчас, конечно, проще: технический прогресс позволяет быть как будто «одному». Нажал кнопку — доставка, надел наушники — никого не слышу, очки — никого не вижу. Но на самом деле все равно мы взаимодействуем внутри городской экосистемы. Один человек, вывезенный в тайгу, без подготовки не выживет.
Эволюционный контекст
Детеныш человека рождается незрелым — это тоже эволюционный механизм. Люди — существа прямоходящие, и вертикальное положение тела влияет на родовой процесс. У животных, расположенных горизонтально, таз устроен иначе: например, жеребенок через короткое время после родов уже стоит на ногах и следует за матерью, а вскоре может есть траву.
У человека, как мы знаем, все иначе. Детеныш не выживет без взрослого, который будет заботиться о нем, любить и выхаживать — хотя бы до того момента, когда ребенок сможет ходить. И даже это не гарантирует выживания молодняка.
Первая группа для человека — это семья. Здесь природа заложила механизмы: все играет свою роль — взгляд, поза прилегания, поисковый рефлекс соска. У мамы вырабатывается окситоцин, и она начинает ребенка еще больше любить. В хорошем варианте все родственники принимают малыша, и он растет, становясь полноценным членом сначала семьи, потом общества. Психологическая потребность в принадлежности в какой-либо группе живет в нас и определяет многие поступки.
Очень часто, когда человек вырастает, потребность в принадлежности остается сильно выраженной и может проявляться через кризис в профессии, в семье, в вере. Бывает кризис полуролевой — гендерная идентичность, национальная принадлежность, религиозная. Все это — духовные и смысловые вопросы.
Кризис идентичности и его влияние на жизненные изменения
Обычно все начинается с кризиса убеждений и мировоззрения — кризиса личностной идентичности. А потом это распространяется на более групповые, социальные процессы.
По сути, это кризис смыслов: кто я, как я себя ощущаю, на своем ли я месте, действительно ли я тот, кем себя называю или кем меня называют другие? Такие кризисы могут проявляться в разные периоды жизни. Поэтому люди порой кардинально меняют профессию, образ жизни, города, страны, семьи. Кто-то создает новую семью, кто-то разводится, кто-то выбирает одиночество.
В некоторых культурах это даже закреплено. Например, в буддистско-азиатских странах мужчина до 40 лет живет в семье, а потом может уйти в горы и посвятить себя духовной практике.
Это тоже смена идентичности, просто выраженная культурно
Кризис в семье — это тоже про идентичность: «Я точно муж этой жены?», «Я жена этого мужа?», «Я чувствую себя здесь на своем месте?» Когда такие вопросы возникают, начинает шататься семейная система. Один из партнеров становится недовольным: «Мне это не нравится, то не нравится». Это как в болоте: если один пытается выбраться, возможны три сценария. Первый — второй следует за ним. Второй — оба остаются, и ничего не меняется. Третий — расходятся. Так и здесь: если у кого-то кризис обостряется, он затрагивает всю систему вокруг.
Вот и у меня недавно случился кризис идентичности. И это повлияло на всю систему — мы сменили жилье, пересмотрели отношения, каждый в нашей паре начал двигаться вперед.
Как прожить кризис?
Что делать? Проживать. Если тяжело — обратиться за помощью. Это могут быть психологи, помогающие специалисты, иногда батюшки или духовники. Если сложно принять психологическую помощь — можно обратиться к священнику, человеку с опытом, который способен поддержать.
Психодраматерапевт, сексотерапевт, нейропсихолог, специалист в области семейной, перинатальной и детской психологии, EMDR-терапевт, постоянная ведущая Московской психодраматической конференции
