Елена Сивкова
Филолог, психолог, редактор сайта Psychologies.ru
Кто такие инфоцыгане, или эффект доктора Фокса

Кто такой доктор Фокс

«Слово предоставляется доктору Майрону Л. Фоксу!» Аудитория замерла. Студенты-психологи, психиатры, социальные работники и специалисты смежных специальностей пришли на лекцию авторитетного ученого и эксперта в области математической теории игр1.

Доктор Фокс говорил уверенно и красиво. Уместно и остроумно шутил, употреблял множество знакомых и незнакомых слушателям научных терминов. К концу лекции все были очарованы. Слушателям предложили поделиться впечатлениями: они высоко оценили познания ученого, его вклад в науку и умение увлечь аудиторию. Сообщили, что испытывают удовлетворение от познавательной лекции и приятно впечатлены. Кто-то даже припомнил, что читал статьи доктора Фокса.

А затем аудитории рассказали правду. «Доктор Фокс» оказался актером, который не имел ни ученой степени, ни глубоких познаний в области теории игр. Его речь была построена на основании одной прочитанной им на эту тему статьи. А успех у публики был связан с его личным обаянием и умением подать себя.

Авторы этого эксперимента, проведенного в 1970 году, — Дональд Нафтулин, Джон Уэр и Франк Донелли — хотели проверить свою теорию. Они предполагали, что студенты оценивают скорее манеру донесения информации, чем содержание речи. Результаты они опубликовали в научно-популярном журнале Scientific American, назвав это явление «соблазнением» в образовании.

«Как управлять Вселенной, не привлекая внимания санитаров»

«Эффектом доктора Фокса» назвали психологический феномен, при котором харизма лектора и его выразительность маскируют бессмысленность или банальность речи.

Включите телевизор, зайдите в интернет, и вы увидите множество примеров, как работает этот эффект. Послушайте речи политиков, «экстрасенсов», «бизнес-тренеров», инстаграм-коучей (запрещенная в России экстремистская организация) и псевдопсихологов, а также всевозможных гуру — только не спутайте их с психологами, тренерами и коучами, которые тоже представляют себя в Сети, но имеют полноценное образование.

Харизматичный, обаятельный и излучающий уверенность спикер с «хорошо подвешенным языком» вызывает симпатию и доверие. Но далеко не всегда он действительно хороший специалист... И тут как раз уместно вспомнить термин «соблазнение». Именно им занимаются псевдоэксперты, которым доверчивые слушатели несут деньги — за «консультации», «сеансы» и прочие псевдоуслуги.

В интернете их называют «инфоцыганами», так как они уверенно соблазняют людей информационным мусором. Например, проводят тренинги «Как заработать миллион», собрав этот самый миллион за продажу билетов на тренинги. Организуют мастер-классы «Как стать успешным блогером за две недели», вебинары «Выйти замуж за миллиардера» и прочие мероприятия, где вас «научат» достигать цели.

Кто такие инфоцыгане, или эффект доктора Фокса

Что помогает инфоцыганам нас обманывать?

  • В экспериментах с лекциями доктора Фокса большое значение имело то, что его представили как эксперта в своей области. Это формирует «гало-эффект» — заранее считая человека авторитетным и умным, мы склонны больше ему доверять
  • Важно то, как выглядит выступающий — его одежда всегда соответствует образу успешного человека
  • Не менее важна «невербалика» — язык тела, движения, жесты
  • Нас очаровывают чувство юмора и уверенность говорящего, его манера говорить красиво и естественно, а также умение жонглировать «кодовыми словами» и терминами
  • Харизма и экстравертность делают спикера одновременно «особенным» и «своим»

Психотерапевт, телесно-ориентированный терапевт и актриса Екатерина Приморская отмечает: «Если я понимаю, что даю моим студентам-психологам слишком много информации, то использую свою первую профессию (актрисы. — Прим. ред.), чтобы включить их внимание.

Я абсолютно убеждена, что эффект инфоцыган — это история про соблазнение. Если основная цель — соблазнить и привлечь внимание, то эффект работает отлично. Они могут соблазнять под каким угодно прикрытием, но самое популярное, вероятно, это психология.

Однако без харизмы, личного обаяния и увлеченности «спикера» ничего не получится. Ведь тот, кто увлечен и верит в то, что говорит, будет иметь больше зрителей, чем крутой, но не артистичный профессионал, у которого нет цели понравиться аудитории».

Как можно себя обезопасить?

Само по себе знание об «эффекте доктора Фокса» не спасет вас от возможных мошенников-инфоцыган. Поэтому, чтобы уберечь свой кошелек от пустых трат, надо подключать критическое мышление.

Если вы очарованы харизматической личностью, которая обещает вам «волшебную таблетку», когда вы заплатите, — сделайте шаг назад. Остановитесь и подумайте — не доктор ли Фокс перед вами. Если это коуч или психолог, проверьте, есть ли у него соответствующее высшее образование.

Если вам обещают легкие деньги или простой способ заработать — соберите информацию об этом человеке. И помните слова аферистов из сериала «Виртуозы»: «Первое правило мошенника — не обманывать честных людей. Ищи того, кто хочет взять, не дав ничего. И оставь его ни с чем за это «ничего».


1 https://www.youtube.com/watch?v=Rcr6UJwaPlQ

Екатерина Приморская

Об эксперте

Екатерина Приморская — интегративный психотерапевт, телесно-ориентированный психолог, фототерапевт. Ее страница.