Кто такие «крысиные люди»: плюсы и минусы нового социального тренда | Источник: Shutterstock/Fotodom.ru
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Как и крысы, они живут в городах, но не прогрызают стены и не бегают по мусорным бакам. Они просто много спят. Заказывают еду на дом. Смотрят сериалы. Изредка ходят в душ. И в сети называют себя «людьми-крысами». С каждым днем в приверженности этому образу жизни признается все больше молодых людей. Что это: новая форма протеста или выражение психологической усталости? Давайте посмотрим на модное явление с разных сторон.

Кто такие «крысиные люди» и как они появились

«Люди-крысы», как называют себя приверженцы тренда, не ставят перед собой целей, не стремятся к успеху, избегают лишних контактов и действий, в том числе походов в магазин, прогулок, приготовления пищи, и проводят дни в тишине и изоляции. Их идеал — не энергия победы, а теплая безопасная обстановка.

Родилась субкультура после того, как в конце февраля в китайских соцсетях пользовательница под ником @jiawensishi выложила ролик о своем дне. Называя себя «крысиным человеком», она сравнила свой вялый, затворнический образ жизни с поведением крыс в канализации.

Видео, в котором она спит почти весь день, ест один раз ближе к полуночи и почти не выходит из комнаты, неожиданно стало вирусным — а все потому, что зрители узнали в героине себя.

«Это был самый честный влог за всю историю интернета», — писали ей в комментариях

Ролик набрал больше 400 тысяч лайков. Вслед за ним в TikTok, YouTube и Twitter начали появляться десятки историй с тегами #ratpeople и #躺平 (тан пин, «лежать плашмя»). А популярный в китае анимационный персонаж по имени Большая Крыса, созданный иллюстратором Шугаром Сяньбэем, стал неофициальным талисманом «крысиного народа».

Тест
Тест: Находитесь ли в состоянии выгорания?
1/8

Как часто у вас возникают чувства усталости и опустошенности?

Почти никогда

Иногда, особенно после сложных дней

Часто чувствую себя измотанным

Философия «крысиных людей»: тишина вместо гонки

Дикие крысы живут скрытно, потребности у них минимальны. Их главная сила в умении прятаться и выживать без борьбы. «Крысиные люди» интуитивно следуют той же стратегии: не бросаться в бой, а тихо сохранять себя. Они не видят смысла в том, чтобы все время гнаться за большим. Не хотят ни с кем соревноваться. Не пытаются много успевать. И сознательно отказываются от правил поведения, которые раньше казались незыблемыми.

«Мы устали от навязанного нам отполированного, быстрого, гиперэффективного образа жизни. Мы просто хотим свободы — лежать, когда и где захотим», — писал один из участников сообщества

Девушка по имени Лин из Пекина рассказала изданию South China Morning Post о своем образе жизни: она работает удаленно, избегает лишнего общения с коллегами, заказывает домой готовую еду, а выходные проводит дома, отсыпаясь и играя в видеоигры. «Мне не нужно энергично что-то делать и за чем-то гнаться, — говорит она. — Я живу не для того, чтобы кого-то впечатлять. Главное, чувствовать себя комфортно».

Популярна философия «крысиных людей» и среди китайских студентов, обучающихся в Великобритании. Серое небо, сырость, высокие цены, одиночество… В таких условиях многие молодые эмигранты ощутили острое желание спрятаться от чуждо мира. И спрятались — в своих комнатах, в долгом сне, в бесконечных видеоиграх.

В философии крысиных людей несомненно есть рациональные стороны:

  • жить в своем темпе,

  • не гнаться за достижениями,

  • ставить личный комфорт выше социальных амбиций,

  • спать и отдыхать столько, сколько хочется, без чувства вины.

На первый взгляд, «крысиная» жизнь — просто очередной модный тренд, сетевая субкультура. Но с точки зрения психологии, у этого явления могут быть негативные последствия. Что, если такой образ жизни становится привычкой?

Социальный феномен или психологическая эпидемия?

Анна Чернышева, психолог, преподаватель Международного института психологии Smart, обращает внимание на то, что человек по своей природе — социальное существо. Эволюция учила нас действовать в группе, строить связи, развивать полезные навыки. Когда мы добровольно отказываемся от общения и активности, мы вступаем в противоречие с миллионами лет биологической истории.

«В стремлении к комфорту и независимости возникает риск утраты важных эволюционных навыков: социальной активности, целеполагания, умения справляться с трудностями. Жизнь без целей и лишнего общения кажется заманчивой в моменты усталости. Но когда она становится постоянной, риск невидимых последствий возрастает».

Вот лишь некоторые негативные последствия пассивного образа жизни, которые почти неизбежно проявляются с течением времени:

  • Абулия — снижение волевой активности, потеря желания действовать и брать на себя ответственности. Считается тяжелым расстройством, ведь человек утрачивает способность к принятию решений, к минимальной активности даже когда это необходимо для выживания.

  • Синдром социальной изоляции (social isolation disorder, SAD). Исследования последних лет, например, работы американского психиатра Джулианы Холт-Лунстад, показывают: хроническая изоляция увеличивает риск сердечно-сосудистых заболеваний, депрессии и даже преждевременной смерти на 30–50%.

«Физическая дезадаптация проявляется в ухудшении состояния тела, снижении выносливости, нарушении циркадных ритмов, — подчеркивает Анна Чернышева. — Социальная же дезадаптация приводит к тому, что человек постепенно теряет навыки эмпатии, общения, выстраивания доверительных отношений».

Когда мы теряем привычку говорить с другими людьми, строить совместные планы, выражать свои мысли и чувства, деформируется и наша личность, и само ощущение себя в мире. По сути, мы начинаем терять свою человечность.

Психологические причины «крысиного» поведения

Социологи отмечают: явления вроде «крысиного» образа жизни часто наблюдаются в обществах, где высок уровень тревожности, а социальные ожидания слишком давят на личность. Китай — один из примеров таких стран, тем более, если говорить о крупных городах, где плотность населения крайне высока, а личного пространства практически не остается. В этом контексте «крысиное» поведение — форма протеста против системы.

Однако «крысиные люди» не всегда действуют осознанно. С точки зрения психологии и социологии состояние людей-крыс можно объяснить несколькими процессами, и если первые два — вполне продуктивны, то вторая пара заставит задуматься.

Поиск аутентичности через отказ от норм

С одной стороны, намеренную пассивность молодых людей можно считать попыткой найти свою индивидуальность через отказ следовать установленным моделям успеха. Это согласуется с идеями Карла Роджерса о поиске «истинного Я».

Бессознательная коллективная идентификация

Признание девушки из Китая стало вирусным, потому что люди ее поколения испытывали похожие чувства, но не могли их сформулировать. Психологически это называется эффектом «коллективного бессознательного» — возникновение общего символа, в котором выражаются переживания целой группы.

Хроническая усталость и эмоциональное выгорание

Но можно посмотреть на него и другой стороны: постоянная перегрузка, связанная с высокими ожиданиями общества, приводит к тому, что психика включает защитный механизм: минимизация активности. Человек бессознательно старается снизить любые затраты энергии, чтобы сохранить остатки ресурса.

При длительном стрессе возможно развитие апатии — состояния, при котором снижается интерес ко всему происходящему. Вместо борьбы и преодоления организм переходит в режим «заморозки» (одна из трех базовых реакций на стресс: бей, беги или замри).

Защитная реакция избегания

Другой важный механизм — избегание, то есть сознательное или бессознательное стремление не сталкиваться с источником стресса. Вместо сложных разговоров, новых задач или изменений человек выбирает оставить все как есть — лежать, спать, прятаться в виртуальных мирах. И апатия, и бегство хороши как временные меры. Они помогают, когда нет ресурса на борьбу. Но если становятся образом жизни, они начинают ее разрушать — лишая нас энергии, связей, развития.

Феномен «крысиных людей» напоминает, насколько тонка грань между необходимым отдыхом и опасной остановкой в развитии. Желание защитить себя от давления, суеты, перегрузок понятно и естественно. Но если в этом стремлении мы полностью отказываемся от движения вперед, то рискуем потерять больше, чем приобретаем.

Социальные связи, физическая активность, умение ставить цели — не только культурные нормы, но и заложенные в нас биологические механизмы выживания. Выбирая полный уход в изоляцию и бездействие, мы рискуем нарушить эту тонкую внутреннюю архитектуру.

По материалам: South China Morning Post, Вокруг света