Кто такие «золотые девочки» пенсионного возраста и есть ли они в России | Источник: Shutterstock/Fotodom.ru
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Одиночество, ухудшающееся здоровье, скромная пенсия — эти проблемы знакомы пенсионерам всего мира. Цены растут, помощи ждать особо неоткуда. Взрослые дети часто живут далеко и находятся в режиме бесконечного спринта — работа, школа, ипотека. Но решение найдено, и придумали его западные женщины, которые решили объединяться и жить вместе. Не в домах престарелых, не «приживалками» у родственников, а как равные соседки.

Обычно в такой коммуне 3–4 участницы, расходы делятся поровну, бытовые задачи — тоже, а бонусом каждый вечер идут душевные разговоры на кухне. Это не просто экономия, а возможность вести активную жизнь. В США таких женщин уже прозвали «золотыми девочками пенсионного возраста».

Почему «золотые девочки»

Нет, они не обязательно очень богаты. Термин Golden Girls появился в американском ситкоме, выходившем с 1985 по 1992 год: по сюжету три женщины за 60 (впоследствии их становится четыре) снимают дом в Майами и разделяют и заботы, и радости. Сериал получил 11 премий «Эмми» и стал символом активной, независимой старости. Хотя за рубежом, тем более в России, его не знают, идея понятна всем.

Лишь спустя три десятилетия она воплотилась в жизнь. И стала так популярна, что в США и Европе появились специальные сайты с анкетами для поиска компаньонок: там есть фильтры по интересам, гарантии конфиденциальности и даже защита от мошенников.

Культурные корни явления

Феномен вовсе не новый. Как недавно подметил Forbes Woman, еще в Средние века женщины в Европе объединялись в религиозные общины и распределяли обязанности. А в XIX веке в США появился термин «бостонский брак» — совместная жизнь двух гетеросексуальных женщин, ведущих общее хозяйство. Термин вошел в обиход благодаря роману Генри Джеймса «Бостонцы» (1886): еще тогда, на заре движения феминизма, женщины начали искать способы жить на своих условиях — не зависеть от мужчин и не чувствовать себя одинокими.

Явление с женским лицом

Совместная аренда квартиры характерна именно для пенсионерок. Ведь одинокая старость — чаще женская история, особенно в России. По данным Росстата, женщин старше 65 лет — более 65%, а в возрасте 85+ — почти 77%. Женщины становятся вдовами, многие давно в разводе с партнерами, а стремление к общению остается. Но квартира, где дружно и весело живут пожилые мужчины, тоже была бы очень колоритной.

Как это выглядит на практике

Итак, в современной «коммуне» у каждой из пожилых соседок — своя комната и пространство. При этом есть и общее место для посиделок: кухня, гостиная, балкон, где по вечерам можно смотреть сериалы, пить вино и спорить про жизнь (или перемывать косточки соседним молодым девушкам). В зависимости от состояния здоровья пенсионерки могут нанять сиделку на несколько часов в день или медсестру. Ключевое слово здесь — равенство: нет роли «главной» или «приглашенной».

Конечно, ужиться вместе, да еще в солидном возрасте, когда у всех устоявшиеся привычки, взгляды на жизнь, не всегда просто. Например, издание The Washington Post рассказывало историю 67-летней Сью Ронненкрамп, живущей в подобной коммуне: у нее был конфликт с соседкой, обожающей готовку, которая поздним вечером могла возиться на кухне и нарушать чужой покой звуками гремящей посуды и ароматами еды. Но им удалось найти компромисс. Так что для совместной жизни как минимум надо уметь договариваться и уважать чужие границы.

Тест
Тест: Замечаете ли вы чужие границы?
1/8

Любите ли вы делиться мнением по разным вопросам?

Нет, если только меня не просят им поделиться

Да, если понимаю, что хорошо разбираюсь в обсуждаемой теме

Да, мне важно высказаться во время дискуссии

Важен и финансовый вопрос. В США и Европе у многих пенсионеров достойные пенсии — но далеко не у всех. В России, где средняя пенсия едва ли покрывает базовые нужды, а аренда квартир дорога, все еще сложнее. И все же выходы есть. Например, один из вариантов для российских городов: жить в квартире, принадлежащей одной из компаньонок, а остальные сдавать и делить деньги от аренды, а на них нанимать помощников по хозяйству, оплачивать коммуналку и просто достойно жить.

Несмотря на все сложности, образ жизни пожилых людей меняется. Для многих выход на пенсию — не начало конца, а вторая молодость. Людей с таким подходом журналисты The Washington Post называют boommates — от слов boomer — именно это поколение сейчас вошло в пенсионный возраст, и roommate — сосед по квартире или комнате. Это не просто тренд, а выбор позиции: жить, пока живется.

Почему в России пока иначе

В Америке и Европе женские коммуны для «тех кому за» — уже не экзотика, а устоявшийся выбор. У нас пока единичные случаи.

Во многом причина в менталитете. В российской культуре снимать жилье на пенсии просто не принято, даже если есть финансовая возможность.

Плюс для нас привычна идея жизни под одной крышей многих поколений, переезд в дом престарелых при наличии детей осуждается, да и качество многих таких заведений оставляет желать лучшего. А еще в свое время люди так устали от коммуналок, что новое соседство часто воспринимается как вторжение в личную зону, а не поддержка и возможность скрасить серые будни. И, конечно, недоверие: слишком уж много вокруг мошенников. Кроме того, работает социальный стыд, страх признаться в своей слабости или болезни.

Итог: человек страдает до последнего или переезжает к детям. Но и там все непросто: ожидания не совпадают, бытовые привычки разные. Часто страдают все поколения. В таких условиях чувство вины и «ненужности» только усиливается.

Но возможно, дело лишь в отсутствии опыта. Культура совместного проживания, «соседства по выбору» в России тоже очень нужна, особенно для пожилых. Это вопрос будущего: наш образ старости — в наших руках. И, может быть, вместо страха одиночества и чувства вины, стоит выбрать кухню, где ночью пахнет пирогами, которые надумала печь соседка.