Елена Сивкова
Филолог, психолог, редактор сайта Psychologies.ru
Мама на грани нервного срыва: как с ней общаться?

После полугода без школы многим детям непросто дается возвращение к урокам, звонкам, дисциплине и полноценной учебе. Родители, в свою очередь, после тревог «первой волны» вернулись на работу. Общественный транспорт снова переполнен в часы пик, на дорогах пробки. Многие семьи переживают финансовую «турбулентность».

Как ни крути, изоляция многих выбила из привычного ритма жизни. И возвращение к нему стало еще одним стрессовым фактором. Мы поговорили с мамами, которым приходится после полного рабочего дня и проведенных в дороге часов вечером проверять уроки и заниматься домашними делами. Большинство из них отметило, что домашние, как правило, не понимают, насколько уставшей приходит женщина домой. А ведь иногда достаточно немногого, чтобы она хотя бы частично восстановила ресурс сил. И тогда, возможно, обошлось бы без лишних споров про «домашку» и без «воспитательного» крика, о котором мама будет сама же сожалеть.

Да, конечно, забота о себе и своих границах — это ответственность самой женщины. Но как часто она говорит, что устала, а ее не очень-то понимают? И где граница между «перевешиванием на ребенка роли родителя для родителя» и нормальным человеческим состраданием, способностью к эмпатии и готовностью помочь близкому человеку? Мы собрали откровения мам детей школьного возраста, которые рассказывают о своих чувствах. Так что же им нужно для того, чтобы перевести дух и с любовью и радостью дарить время и силы любимым чадам?

«Правило Бабы-Яги»

Лера, 36 лет

«Я в разводе, живу с сыновьями. Мой день начинается в 6:30 утра, когда я иду умываться, а затем бужу детей в школу. Зимой им трудно проснуться, и этот процесс уже требует моего времени и терпения. Потом я кормлю их завтраком и провожаю в школу — пока одних через дорогу не отпускаю, а забирает их днем соседка. Еду на работу, дорога занимает больше часа. Вечером домой, в транспорте читаю накопившиеся за день сообщения родительских чатов. Иногда кажется, что некоторым просто нечего делать, столько там «воды», не разобраться, где важное.

И раньше дома на меня с порога набрасывались мальчишки с жалобами друг на друга. То подрались, то один другого укусил, то тетрадку порвали, то не знают, что задано, то в школу меня вызывают… Столько раз срывалась, и всегда потом винила себя — не хватило терпения, ну что я за мать-ехидна… Но силы на исходе. Говорила им, что устала, но это же дети — как объяснишь? Пожалеют — и тут же продолжают...

А потом я придумала правило, которое им запомнилось. Мы его назвали по сказке — правило Бабы-Яги. Помните? Доброго молодца с дороги не расспрашивай ни о чем. Сначала в баньке попарь, потом напои-накорми да спать уложи. А потом уже и разговоры заводи. Картинки вместе с мальчиками нарисовали, как комиксы, на каждый пункт. Подписали и развесили в прихожей. И стараются, молодцы! Прихожу — обнимаю их, потом иду умыться, в себя прийти. Поедим вместе спокойно, чаю попьем. Ну а потом уже и конфликты разобрать, и уроки проверять силы есть».

«Нет, я не хочу после работы делать химию»

Дарья, 39 лет

«У меня двое: один подросток, второй только в школу пошел. У каждого свой характер, свой темперамент. Муж сейчас дома работает. Это удобно, конечно, он за ними присматривает. Но вечером приезжаю с работы около 8 — и все трое активно хотят моего внимания. Но я сначала их папу научила, а потом уже сыновей, на его примере.

Мне нужно дать чашку чая и позволить полчаса побыть одной в тишине. И после этого я как огурчик — бодра, весела, готова играть и возиться с ними. А уроки… Нет, я не хочу после работы делать химию. И физику тоже. Я ее не понимаю даже. И смотреть на разгром в комнате не хочу. Хочу к моему приходу убранную комнату, сделанную домашку и мультики, ну или новые видосы на Youtube, которыми они готовы со мной поделиться».

Кира, 44 года

«Муж часто в командировках, в основном я с дочкой одна живу, ей 15 лет уже. Работа стрессовая, у всех сплошные нервы и дедлайны. Дочь уже усвоила за несколько лет — для меня нет ничего хуже, чем домашка, которая «ждет» маму. Не хочу я этим совсем заниматься, пусть сама, и двойки сама пусть получает, если что. Лучше максимально сохранить мамино время для общения.

Я с работы прихожу и с удовольствием с ней ужинать сажусь, чаю попить, о дне поговорить. Ну уж тут мое требование простое — в это время телефон отложить. Мне важно, чтобы она не в соцсетях «висела», а общалась, ела — присутствовала, в общем, пока мы за столом вместе сидим. Ну а если я совсем выжатая прихожу… У нас дома давно любимая поговорка для таких случаев: «Дорогая, выпей вина!»

Марина, 38 лет

«Бывает, прихожу уставшая, весь день на ногах и в общении с клиентами, а потом приходится пахать на кухне, делать ужин, убираться и так далее. И лучше, конечно, меня не трогать в этот момент, потому что я злая, голодная и уставшая. У меня муж и два сына. Я уже поняла: конечно, всегда надо говорить про свою усталость, особенно мужчинам. Они могут не догадаться, что я никакая после рабочего дня и кучи дел. Да, им всегда обо всем надо говорить вслух, они не умеют догадываться, не всегда бывают чуткими».

Мама на грани нервного срыва: как с ней общаться?

«Мне жаль тратить эту радость на всякие глупости»

Светлана, 42 года

«А у меня рефлексия скорее с другой стороны. Мама как взрослый сознательный человек должна планировать и организовывать свой приход домой так, чтобы это было для всех комфортно и приятно, ну или нейтрально, на крайний случай. Потому что мое глубокое убеждение, что дети ничего не должны понимать за взрослого. Это как раз задача взрослого — договориться о правилах. Как в том анекдоте, в котором мама просит: когда у нее «шапка набок», сидеть в своей комнате и не отсвечивать. Или помыть овощи для салата к ее приходу каждую среду...

Я стараюсь даже чего-то съесть по дороге домой, чтоб со своими гавриками повозиться. И меня бесит, когда муж говорит: «Не висите на маме, она сначала поест...» Это он, конечно, заботу проявляет, в нашей любимой советской стилистике. Но пока они мелкие и они так радуются моему приходу (долго ли еще?), что мне жаль тратить эту радость на всякие глупости».

«Тогда я впервые поняла, насколько она устала»

Мария, 20 лет

«Мама всегда много работала. Вечером, бывало, и на взводе и на нервах. Мы ссорились, а потом обе жалели об этом. А на самом деле ей просто нужно было немного отдохнуть и чтобы никто не выносил мозг. Однажды она пришла — и на ней лица не было… Я ее обняла. Мы сели и поговорили. Она рассказывала про рабочий день. Тогда я впервые поняла, насколько она устала. Нас это сблизило.

С тех пор я стала замечать, когда она приходит без сил, старалась приготовить нам ужин или чай сделать с бутербродами — и уже после этого вываливать на нее свои школьные проблемы. Сейчас я понимаю, что мама научила меня замечать чувства близких людей. А это важно, разве нет?»