Мессенджер вместо вызова: почему мы больше не звоним?
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Новый формат общения

Текст вместо звонков

«Когда я хочу назначить встречу с друзьями, я в основном прибегаю к мессенджерам. Я редко звоню им с этой целью, и они мне тоже, — признается 34-летний Сергей. — Иногда мне кажется, что телефонные звонки стали менее информативными, холодными, дежурными. В детстве одноклассники всегда звонили мне по стационарному телефону, и мы договаривались о прогулках или узнавали, что задано.

С подросткового возраста у меня появился мобильный телефон, а позже — смартфон. Проводной телефон из моей квартиры исчез, кажется, еще лет 7-8 назад. Звонков стало намного меньше, зато есть куча сообщений в мессенджерах и голосовых заметок. Через соцсети со мной тоже связываются. Мне так удобнее».

Чаты

А еще есть чаты, в которые нередко пишут просто для того, чтобы напомнить о себе или прояснить какие-то общие вопросы, а иногда и выплеснуть эмоции. Но в группах никто особо не любит отвечать по существу, в основном переходят в личные сообщения. «В общих чатах много флуда, старых надоевших мемов и мало глубины, — сетует 40-летняя Ирина, — но лучше так узнавать информацию и обмениваться ею, чем обзванивать всех».

Данные исследования

Научно-исследовательский институт RealityMine подтверждает восприятие Сергея и Ирины. Еще в 2015 году ученые опросили 3000 американских пользователей мобильных телефонов и обнаружили, что текст более популярен, чем телефонные звонки, причем у всех поколений, даже у зрелых и пожилых. Любопытно, что женщины пишут в три раза чаще, чем разговаривают по телефону.

Есть ли какое-то объяснение моды на сообщения, кроме традиционных «так быстрее» или «так удобнее»? И не теряем ли мы что-то важное между строк в мессенджерах?

Новые правила этикета?

«Хочу услышать твой голос»

«Мне проще позвонить, чем написать, особенно за рулем. Но не это главное. В какой-то момент я устал от дистанции. Я считаю, что так быть не должно! — восклицает 43-летний Валентин. — В какой-то момент я сам начал звонить друзьям и постепенно приучил их так делать. Я делал это просто так. Говорил: „Хочу услышать твой голос“. Сначала это было непривычно, но в итоге, мне кажется, это очень освежает отношения».

Оживление чувств

А вот 30-летняя Анастасия и ее муж Тимур превратили звонки в игру. «Даже на мои сообщения в мессенджере он часто отвечает по телефону. И я все чаще звоню ему, особенно из магазина. Писать крайне неудобно: в одной руке тележка, в другой сумка или зонт. Я становлюсь его глазами и рассказываю, что вижу на прилавке, мы вместе «читаем» этикетки, вместе «нюхаем». И это такая чудесная игра и ритуал для нас.

Иногда мы меняемся ролями. Однажды Тимур выбирал для меня дистанционно нижнее белье, звонил из магазина по видеосвязи. Нетрудно догадаться, какой бурной была наша ночь».

Звонки как вторжение

Мы отвыкли от внезапных звонков, более того, они даже пугают и раздражают. Все чаще нас беспокоят чужие: продавцы каких-либо услуг или и вовсе мошенники — а свои знают, что по современным правилам этикета сначала лучше написать, а потом уже звонить, если другая сторона готова. Мессенджеры изменили наш способ общения.

«Я хотела бы, чтобы мне звонили чаще и чтобы я не чувствовала себя вынужденной согласовывать время звонка в мессенджере. Конечно, это всегда зависит от человека, — делится 27-летняя Эльвира. — Своей лучшей подруге я бы в случае чего позвонила среди ночи и не стала бы спрашивать заранее. Знакомых и менее близких друзей я предпочитаю предупреждать и спрашивать заранее, потому что не хочу их беспокоить.

Если мне нужно позвонить врачу или сделать деловой телефонный звонок, я предпочитаю сидеть в тишине и ненавижу, когда меня при этом кто-то слушает. Я не застенчивая и не интроверт, но телефонные звонки в большом офисе раньше были для меня делом привычным, а теперь я напрягаюсь и выхожу в коридор или соседнюю комнату, если там никого нет».

Незапланированный звонок кажется нам бестактностью — и при этом мы любим длинные телефонные разговоры

Наши родители уже столько раз говорили нам, что по телефону все прояснилось бы гораздо быстрее. Менталитета поколений X и Y они вообще не понимают. Незапланированный звонок кажется нам бестактностью — и при этом мы любим длинные телефонные разговоры, но только тогда, когда ясно, что этого хотят обе стороны.

Минусы перехода на текстовый формат

Отсутствие невербалики

Но есть кое-что, чего в сообщениях точно нет, — мимика, жесты, интонация. Именно поэтому мы все чаще сталкиваемся с недоразумениями, когда даже эмодзи и смайлики не спасают, а иногда, наоборот, привносят путаницу. И отвыкшие звонить хотят вновь делать это — во избежание ненужных конфликтов.

Страх сделать непоправимое

С другой стороны, самая большая проблема часто заключается в том, что в телефонном разговоре нам не хватает времени, чтобы тщательнее продумать слова (это выгодно отличает электронное сообщение или письмо). В разговоре нет кнопки «delete», нельзя ни забрать сказанное назад, ни «улучшить» его, но в то же время жесты и мимика — наши и собеседника — при переписке остаются без внимания.

Новая фобия

Этот страх в сочетании с тем, что мы живем во времена, когда телефонные звонки часто воспринимаются как отвлекающие, может сделать их впоследствии настоящим испытанием. Говорят, есть люди, у которых развилась настоящая фобия — боязнь телефонных звонков, и в интернете все больше и больше сайтов с советами, как лучше всего преодолеть блоки.

Произнесенное слово «работает» немедленно и выражает наши истинные эмоции без «переводчика» в виде смайликов

Совершенно парадоксальная ситуация: в итоге мы ведем очень интенсивные отношения, но не с людьми, а с нашим смартфоном. Он сопровождает нас весь день, от момента пробуждения до отхода ко сну.

Живой контакт

И все же произнесенное слово «работает» немедленно и выражает наши истинные эмоции без «переводчика» в виде смайликов, и помогает прояснять факты здесь и сейчас. И, кто знает, может быть, планирование выходных с друзьями будет происходить эффективнее, когда мы просто скажем друг другу: «Слушай, я соскучился, хочу тебя обнять и поболтать с глазу на глаз».

Психолог, специализируется на транзактном анализе