Мужчины, которых бьют женщины: почему мы им не верим

Мне было трудно найти личные истории для этого текста. Я спрашивала друзей, не знают ли они про такие семьи, где жена бьет мужа. И почти всегда мне отвечали ухмылкой или спрашивали: «Наверное, это доведенные до отчаяния женщины бьют пьющих и употребляющих наркотики мужей?» Вряд ли кому-то придет в голову, что насилие допустимо, тем более — что над ним можно смеяться.

Откуда тогда эта почти рефлекторная ирония? Возможно, мы просто никогда не задумывались, что семейное насилие может быть обращено на мужчину. Это звучит как-то странно… И сразу встают вопросы: как это возможно? Как слабый может бить сильного и почему сильный это терпит? Значит, он силен только физически, но слаб внутренне. Он что, боится? Не уважает себя?

О таких случаях не рассказывают ни в прессе, ни на телевидении. Мужчины об этом молчат. Надо ли объяснять, что они не могут пожаловаться окружающим, не могут обратиться в полицию. Ведь они знают, что обречены на осуждение и насмешки. И скорее всего, сами себя осуждают. И наше нежелание про них думать, и их нежелание говорить объясняются патриархальным сознанием, которое по-прежнему управляет нами.

Ударить в ответ невозможно: это значит перестать быть мужчиной, повести себя недостойно. Развод пугает и кажется слабостью

Вспомним флешмоб #янебоюсьсказать. Признания женщин, подвергшихся насилию, вызвали горячее сочувствие одних и оскорбительные комментарии со стороны других. Но тогда мы не прочли в социальных сетях признаний мужчин, которые стали жертвами своих жен.

Это неудивительно, считает социальный психолог Сергей Ениколопов: «В нашем обществе скорее простят мужчине насилие над женщиной, нежели поймут мужчину, который подвергается насилию в семье». Единственное место, где об этом можно сказать вслух, — кабинет психотерапевта.

Безвыходное положение

Чаще всего истории о том, что жена бьет мужа, всплывают, когда на прием приходит пара или семья, рассказывает семейный психотерапевт Инна Хамитова. Но иногда мужчины сами обращаются к психологу по этому поводу. Обычно это благополучные, успешные в профессии люди, в которых невозможно заподозрить жертв насилия. Как сами они объясняют, почему терпят подобное обращение?

Кто-то не знает, как поступить. Ударить в ответ невозможно: это значит перестать быть мужчиной, повести себя недостойно. Развод пугает и кажется слабостью. А как еще разрешить эту унизительную коллизию, непонятно. «Они чувствуют бессилие и отчаяние, потому что не видят выхода», — говорит семейный психотерапевт.

«Нет смысла что-то менять»

Алексей, 40 лет, стоматолог

«Иногда на нее «находит», и она бросается на меня с кулаками. Как же это омерзительно! Недавно после такой сцены остался синяк на скуле. Коллеги, конечно, спрашивали, что случилось. Я готов был сквозь землю провалиться. Да, меня достала ее распущенность. Так и подмывает хлопнуть дверью. Но потом думаю: а смысл? Сколько у меня было подруг, они тоже рано или поздно становились агрессивны. До драк не доходило, но скандалы были безобразные. Ничего не поделать, все женщины таковы».

Женщина без сердца

Есть и второй вариант, когда мужчина действительно боится своей партнерши. Такое случается в тех парах, где женщина обладает социопатическими чертами: не осознает границы дозволенного, не знает, что такое сострадание, жалость, эмпатия.

«Как правило, ее жертвой оказывается неуверенный в себе мужчина, который винит прежде всего себя в том, что с ним так обращаются, — объясняет Инна Хамитова. — В его представлении это он плохой, а не она». Так ощущают себя те, кого обижали в родительской семье, кто, возможно, в детстве был жертвой насилия. Когда женщины начинают их унижать, они чувствуют себя совершенно сломленными.

Все еще больше осложняется, когда у пары есть дети. Они могут сочувствовать отцу и ненавидеть мать. Но если мать бесчувственна и безжалостна, у ребенка иногда включается такой патологический механизм защиты, как «идентификация с агрессором»: он поддерживает травлю отца-жертвы, чтобы не стать жертвой самому. «В любом случае ребенок получает психологическую травму, которая скажется на его дальнейшей жизни», — уверена Инна Хамитова.

Ситуация выглядит безвыходной. Может ли психотерапия восстановить здоровые отношения? Это зависит от того, способна ли женщина в этой паре измениться, считает семейный психотерапевт. Социопатия, например, практически не поддается лечению, и из таких токсичных отношений лучше уходить.

«Другое дело, когда женщина защищается от собственных травм, которые проецирует на мужа. Скажем, у нее был жестокий отец, который ее бил. Чтобы это не повторилось, теперь бьет она. Не потому, что ей это нравится, а для самообороны, хотя на нее никто не нападает. Если она это осознает, теплые отношения можно возродить».

«Я боялся потерять дочь»

Кирилл, 51 год, дизайнер

«Когда она накидывалась на меня, стараясь расцарапать лицо, я хватал ее за руки. Однажды из-за синяков на запястьях она обратилась в полицию, обвиняя меня в побоях! Я думал, что у нее просто бешеный темперамент; меня даже заводило... Так продолжалось лет шесть, пока я не осознал, насколько жалок. Я боялся, что не смогу забрать дочь, но жена отдала ее без борьбы. Она редко появляется в нашем доме, и я этому рад».

Смешение ролей

Мужчин — жертв насилия становится больше. Причина прежде всего в том, как меняются в наши дни женские и мужские роли.

«Женщины вошли в маскулинный мир и действуют по его правилам: они учатся, работают, достигают карьерных высот, участвуют в конкуренции наравне с мужчинами», — говорит Сергей Ениколопов. А накопившееся напряжение разряжают на домашних. И если раньше агрессия у женщин обычно проявлялась в косвенной, вербальной форме — сплетни, «шпильки», злословие, то сейчас они чаще переходят к прямой физической агрессии... с которой они сами не умеют справляться.

«Социализация мужчин всегда включала умение управлять своей агрессией, — отмечает Сергей Ениколопов. — В русской культуре, скажем, у мальчиков были правила на этот счет: «драться до первой крови», «лежачего не бьют». Но девочек никто не учил и не учит контролировать свою агрессию».

Неужели мы оправдываем насилие только потому, что агрессор — женщина?

С другой стороны, женщины теперь ждут от мужчин заботливости, чуткости, мягкости. Но при этом гендерные стереотипы никуда не делись, и нам трудно допустить, что женщины могут быть по-настоящему жестокими, а мужчины — нежными и ранимыми. Причем к мужчинам мы особенно беспощадны.

«Хотя это трудно признать и общество не отдает себе в этом отчета, но мужчина, избитый женщиной, сразу же теряет свой статус мужчины, — утверждает психоаналитик и клинический психолог Серж Эфез. — Нам кажется это абсурдным и нелепым, мы не верим, что такое может быть. А ведь нужно было бы поддержать пострадавшего от насилия».

Мы вроде бы уже осознали, что в насилии над женщиной всегда виноват мужчина. Но получается, что и в случае насилия над мужчиной виноват он сам? Неужели мы оправдываем насилие только потому, что агрессор — женщина? «Мне понадобилось немало мужества, чтобы решиться на развод», — признался один из тех, с кем все же удалось поговорить. Так, значит, это опять вопрос мужества? Кажется, мы зашли в тупик…

«Мне ее жаль»

Павел, 39 лет, инженер

«Наша дочь родилась нездоровой. Жена замкнулась, много плакала. Когда она первый раз на меня напала, я держал дочку на руках, уворачивался, чтобы не досталось ребенку. Жена обвиняла меня в том, что дочь больна, а в ее семье все были здоровы всегда... Я понимаю, что она вымещает на мне свое отчаяние. Я уговаривал ее пойти к врачу, пить успокаивающие, но она как камень. И бросить ее не могу, мне ее жаль, я хочу помочь, но не знаю как!»