Игорь Кон
Участник общественных дискуссий и автор множества книг, одна последних «Бить или не бить».
Мужские чувства

Пока мы смотрим со стороны или изучаем способность к эмпатии, сопереживанию, пониманию чувств других людей, женщины оправдывают культурные стереотипы. Однако на уровне физиологии (при измерении кожно-гальванических реакций) половые различия совсем невелики. На самом деле мужчины не менее эмоциональны от природы, просто их эмоции возникают в других ситуациях и иначе выражаются.

Если спросить мужчину, что он чувствует, он скорее расскажет о том, что думает, многие даже не замечают разницы

Почему возникает эта разница? Начнем с того, что матери по-разному выражают свои чувства к девочкам и мальчикам, как словами, так и (особенно) прикосновениями: дочек обнимают и вообще дотрагиваются до них значительно чаще, тем самым передавая им больше эмоционального тепла. Да и реагируют на эмоциональные проявления у мальчиков и девочек неодинаково. По данным разных опросов, родители считают девочек более эмоциональными существами и чаще обсуждают их переживания*.

На мальчиков, в свою очередь, сильнее давят, требуя никогда не плакать, зато проявления гнева у них воспринимают терпимее, чем у дочерей. Усвоенная в детстве идеология маскулинности побуждает бояться не только таких откровенно «немужественных» чувств, как страх, тревога или нежность, но и любых ситуаций, где есть риск потерять самообладание. Как ни странно, хорошо усвоившие модели мужского поведения взрослые часто хотят избавиться от стереотипной маскулинности, которая мешает им жить и строить отношения. А те, кому эти стереотипы вообще не подходят, вынуждены притворяться, преувеличивать одни и отрицать другие чувства.

Избыточное подавление эмоций у мужчины может даже привести к алекситимии – потере контакта с собственным внутренним миром, полной неспособности осознавать и называть переживаемые им самим и другими людьми эмоции. Другая сторона этой проблемы – трудности самоконтроля, заторможенность, бедный эмоциональный словарь. Если спросить мужчину, что он чувствует, он скорее расскажет, что он думает; многие мальчики даже не замечают разницы между этими вопросами. Нам стоит учить мальчиков тому, что эмоциональная смелость – это действительно смелость.

Обогащать их эмоциональный словарь, особенно когда речь идет о таких «запретных» эмоциях, как страх и тревога. Помогать им распознавать чувства других и свободно выражать свои чувства. Простая фраза «Я испугался, а ты?» поможет примирить мальчика с собственными эмоциями. И, став мужчиной, он будет чувствовать себя счастливее, имея доступ ко всем аспектам собственного «Я». В том числе и к своим чувствам.

* N. Eisenberg, R. Fabes, T. Spinrad «Prosocial Development» in W. Damon, R. Lerner, N. Eisenberg (eds.) «Handbook of Child Psychology», Hoboken, NJ: John Wiley & Sons, 2006, vol. 3.