Музыка, сказки, подкасты: как выбирать аудиоконтент для ребенка — 5 советов от психолога | Источник: Shutterstock/Fotodom.ru
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Почему аудиоконтент подходит детям лучше всего

С самого рождения ребенок воспринимает мир через слух — младенцы способны с первых недель жизни различать звуки, реагировать на интонации и голос родителей. Поэтому ребенок взаимодействует с аудиоконтентом с самого раннего возраста, начиная с колыбельных, которые мама поет перед сном.

При этом аудиоконтент имеет преимущества по сравнению с визуальным форматом, который создает насыщенный визуальный поток и может сокращать интерес к другим активностям. Аудиоконтент более сбалансирован, не перегружает зрение и требует от ребенка большего уровня вовлеченности. Он развивает внимание и тренирует «аудиальную память», которая учит анализировать услышанное, расширяет словарный запас, формирует навыки письма, чтения и произношения. Это особенно важно в раннем возрасте, когда у ребенка только формируются речевые и когнитивные умения.

Но, как и с любым другим цифровым форматом, выбирать аудиоматериалы следует осознанно. Вместе с психологом Анной Искусных разбираемся, как это сделать.

Что важно учитывать

1. Выбирайте контент по возрасту ребенка

Младенцам и детям до трех лет избыток аудиоконтента может помешать развить навыки взаимодействия с окружающим миром. На этом этапе лучше всего, чтобы речь и звуки сопровождались живыми эмоциями, мимикой и телесным взаимодействием с родителями — например, когда мама поет колыбельную. В качестве аудиоконтента в период бодрствования ребенка лучше всего подходят короткие ритмичные песенки, простые сказки и музыкальные истории, в которых повторяющиеся мотивы формируют причинно-следственные связи.

Дошкольникам трех-шести лет можно предложить аудиокниги и интерактивные сказки, где сюжет требует большой концентрации и вовлеченности. Для детей школьного возраста полезными станут познавательные подкасты и аудиоуроки, которые расширяют кругозор.

Важно понимать, что даже самый полезный контент не стоит слушать часами напролет — это такая же учебная нагрузка, как и любая другая.

Оптимальная продолжительность прослушивания контента для малышей — 10–15 минут за раз, для детей постарше — 30–40 минут с перерывами

Если ребенок умеет самостоятельно включать аудиоматериалы, убедитесь, что они будут безопасными для него. В некоторые устройствах уже встроены специальные функции. Например, в умной колонке «Алиса» изначально предусмотрен «детский режим» и есть опция, которая по голосу определяет, что с устройством взаимодействует ребенок, и делает доступным к прослушиванию только то, что подходит ему возрасту. Если контент воспроизводится со смартфона или планшета — используйте приложения родительского контроля (AirDroid Parental Control, «Экранное время», Kids Security) либо подбирайте контент на специальных детских платформах, где материалы уже адаптированы.

2. Сочетайте развлекательный контент с развивающим

Сейчас существует большое разнообразие не только развлекательного, но и развивающего контента. Например, подкасты или аудиокурсы помогают ребенку усваивать новую информацию, лучше понимать окружающий мир, узнавать о природе, космосе, науке, дружбе или даже сложных философских вопросах в доступной форме. Также они тренируют навык активного слушания: ребенок учится концентрироваться на диалоге, запоминать детали и выстраивать логические связи.

Выбирать их стоит на детских платформах или в специальных разделах с детским контентом, где уже предусмотрены возрастные ограничения. Необходимо также учитывать время суток, в которое ребенок будет слушать познавательные материалы. Предлагать их лучше в первой половине дня, когда у него достаточно энергии для обучения. А перед сном лучше включать спокойные сказки или расслабляющую музыку.

3. Прислушивайтесь к интересам ребенка

Чем больше ребенок вовлечен в процесс выбора контента, тем выше у него мотивация его слушать. Можно предложить ему несколько вариантов, предварительно изучив их, и дать возможность самому выбрать подходящий. Также полезно наблюдать, как ребенок реагирует на разные материалы. Так вы лучше узнаете, что его увлекает и успокаивает, а что отталкивает.

Стоит и обсуждать услышанное — например, задавать вопросы о героях сказок или историй, спрашивать о смысле песен или просить объяснить правила игры. И еще важнее — позволять ребенку делиться впечатлениями и эмоциями: что его удивило, взволновало или испугало. Тем качественнее он будет усваивать информацию, развивать эмоциональный интеллект и тем крепче будет становится ваша связь с ним.

Но важно помнить, что никакой контент не сможет заменить полноценное общение с родителями. Именно в диалоге лучше всего развивается речь, формируются социальные навыки, воображение и способность к игре. Именно это — основа для развития мышления, решения задач и других ключевых когнитивных умений. Поэтому важно контролировать время прослушивания. В умных колонках можно настроить таймер, и устройство автоматически выключится тогда, когда нужно.

4. Учитывайте качество звука и манеру подачи материала

К выбору музыки важно подходить осторожно — слишком агрессивные песни, быстрые ритмы или громкие речи могут перегружать нервную систему ребенка, а высокая громкость — негативно сказываться на слухе. Важно следить за уровнем громкости устройства и объяснять, почему нельзя превышать допустимые значения. В специализированном детском контенте эти моменты учитываются.

Например, в образовательных видеоуроках для младших школьников дикторы говорят медленно и четко, делая паузы для лучшего усвоения информации, а в детских аудиоспектаклях баланс между голосами персонажей и фоновыми звуками выверен так, чтобы не перегружать слух. Если ребенок хочет послушать что-то другое, используйте устройства с функцией контроля звука, которая уведомляет пользователя, если громкость находится на опасном уровне.

5. Подберите подходящую форму прослушивания

Фоновое прослушивание подходит для ситуаций, когда ребенок занят другими делами — например, играет, рисует или собирает пазлы. В этом случае лучше выбирать легкие подкасты или ненавязчивую музыку из подборок на аудиостриминговых сервисах, созданных специально для детей.

Активное прослушивание подразумевает полное погружение в материал, например, при изучении аудиоуроков или прослушивании аудиокниг. Для такого формата важно создать комфортную обстановку, чтобы ребенок мог сосредоточиться и не отвлекаться на посторонние раздражители. Включение специального «детского режима» на устройстве позволит исключить случайное переключение на неподходящий контент.

Интерактивное прослушивание предполагает участие ребенка в процессе — например, если аудиокнига включает в себя вопросы или задания, а музыкальные программы побуждают подпевать. В этом формате особенно удобно использовать умные колонки с виртуальными помощниками: например, они могут задавать вопросы по сказке или предлагать мини-игры, вовлекая ребенка в диалог.

Анна Искусных

Психолог, консультант по детско-родительским отношениям, автор телеграм-канала о родительстве

Телеграм-канал