Наталия Ким
Автор книги «Родина моя, Автозавод: рассказы», написанной на основании собственных воспоминаний о районе Москвы, в котором выросла и живет до сих пор.

Основные идеи

  • Заразительность эмоций. Визуальные образы заражают эмоциями, делая зрителя подверженным любому внушению.
  • В отрыве от тела. Перед экраном зрение и слух «отключаются» от телесных ощущений, тело же накапливает нервное напряжение.
  • Скучать (иногда) полезно. Интернет и видеоигры не дают скучать, хотя это нужно ребенку для развития самостоятельного «Я».
Найти дистанцию с экраном

Наши современники способны часами просиживать у экранов и мониторов, с удовольствием отдаваясь во власть виртуальной реальности. Культовый фильм «Матрица» — впечатляющая метафора власти, которую способны приобрести над нами потоки видеообразов. И тем не менее мы, взрослые, регулярно приникаем к экранам, а потом пугаемся того, насколько оказываемся зависимы от них.

А как телевидение и компьютер влияют на наших детей? Не превращают ли их всевозможные спайдермены и киборги в агрессивных марионеток?

«Здесь полезно вспомнить средневекового врача Парацельса, утверждавшего, что все есть яд и все есть лекарство и только мера определяет разницу, — говорит педагог-психолог Галина Кучерова. — Если компьютер или телевизор — неотъемлемая часть нашей повседневной жизни, нам стоит установить правильную дистанцию между ними и собой, чтобы сохранить способность контролировать эмоции, возможность критически мыслить и свободу выбирать — смотреть или не смотреть, как долго и что именно».

Чарующие видения

Визуальные образы — сильное средство воздействия на сознание, в том числе через эмоции, которыми легко заражаются зрители. Воспринимая информацию активно, например, при чтении, мозг генерирует электрические потенциалы с частотой 14-40 колебаний в секунду (так называемый бета-ритм), а при просмотре телевизора он переходит в медленный режим работы (альфа-ритм, 8-13 колебаний в секунду). Это признак того, что мы расслаблены, внимание не сфокусировано.

«Подобный эффект возникает за счет резкого снижения активности левого полушария, которое отвечает за аналитическую переработку информации и логическое мышление, — объясняет детский нейропсихолог Николай Воронин. — Так же как и во время гипнотического транса, человек некритично воспринимает информацию, впитывает ее, не обдумывая».

Мозг ребенка гораздо больше подвержен непосредственному экранному воздействию, так как у детей «фильтрующие» информацию механизмы и навыки не успели сформироваться: ребенок впитывает все с экрана, как губка.

Что делать родителям

Разнообразьте виды деятельности. В наших силах ограничить пребывание ребенка у монитора или телевизора, чтобы он мог найти время для других видов деятельности, чередовать чтение и игры, занятия и спорт, прогулки и общение.

Размышляйте над понятиями «образ» и «реальность». Необходимо пересмотреть два распространенных убеждения, которые мы транслируем детям: что визуальный образ идентичен реальному объекту и что этот образ все воспринимают одинаково — в то время как каждое восприятие индивидуально. Для этого взрослым вместе с детьми стоит:

  • анализировать «техническую составляющую» того, что вы видите на экране. Нажимайте паузу, чтобы рассмотреть образ, исследуйте раскадровку, обсуждайте сюжеты, посвященные созданию видеоэффектов в том или ином блокбастере;
  • попробовать самим вместе с детьми создавать подобные образы при помощи фото, видеокамеры, мультимедийных программ;
  • чаще задаваться вопросом, возможно ли в реальности то, что вы видите на мониторе. Например, вести машину со скоростью 200 км в час по узкой горной дороге и ни во что не врезаться;
  • обсуждать и сравнивать то, что каждый из вас увидел, после просмотра одного и того же фильма или репортажа.

Говорите о переживаемых эмоциях. Визуальные образы полезны для нашей психики, если мы можем выразить словами то, что они заставляют нас почувствовать. Интересуйтесь тем, что видят дети, не критикуя, просите их обобщить и выразить (через слова, рисунки, игры) то, что они увидели. Будьте готовы сами пояснить, что вы чувствуете и думаете об увиденном. Эта «работа» необходима, если визуальные образы очень влияют на нас и производят сильное впечатление на детей.

Обращенные в зрение и слух

Когда мы смотрим телевизор, играем в игры на компьютере или планшете, зрение и слух словно отделяются от прочих физических ощущений. При этом движения тела фактически сводятся на нет, а телесное напряжение незаметно накапливается.

Ребенок за компьютером играет руками, мысленно проецируя себя на своего двойника, двигающегося на экране. Но при этом стоит помнить, что дети чему-либо обучаются только во время реальных физических действий и манипуляций. К тому же, завороженный возможностями своего «героя», играющий ребенок рискует оказаться не готовым принять особенности реального физического мира и преодолевать его ограничения.

Если ребенок часто остается один на один с экраном, его самостоятельность и активность могут быть подавленными

«Одиннадцатилетний мальчик рассказывал мне, что он не любит ходить пешком, потому что это вызывает у него болезненные ощущения, — говорит Клод Аллар, детский психиатр и психоаналитик. — После обследования выяснилось, что ходьба казалась ему трудной и вызывала фрустрацию по сравнению с тем, как он мог перемещаться на экране».

«В виртуальной реальности ребенок привык, что может бегать вверх ногами, разбиться в лепешку, а потом встать и побежать дальше, — для него невозможность подобных движений неочевидна, — подтверждает Николай Воронин. — У детей, проводящих перед монитором слишком много времени, может оказаться не сформирована зрительно-моторная координация: они двигаются, сшибая углы. Возникают проблемы и с аудио-моторной координацией — с тем, чтобы локализовать звук в пространстве, понять, откуда он идет».

Увлекаясь игрой, ребенок не может контролировать время, проведенное перед монитором. «У 73% детей даже непродолжительная работа за компьютером вызывает утомление, — рассказывает Галина Кучерова. — Беспокойство, рассеянность и усталость начинают проявляться уже на 14-й минуте».

Неподвижное времяпровождение может привести к развитию близорукости или набору избыточного веса. «Помимо этого при длительном воздействии излучения в организме могут произойти изменения, связанные с выделением гормона мелатонина, отвечающего за регуляцию сна, — добавляет Николай Воронин. — Ребенок может плохо засыпать, а днем ходить вялым и сонным».

Найти дистанцию с экраном

Открытия и ограничения

С другой стороны, современные гаджеты предоставляют широкие возможности для интеллектуального развития.

«Существует множество игр, развивающих у детей быстроту реакции, зрительную память, внимание, логическое мышление, — некоторые из них используются уже в детских садах, — говорит Галина Кучерова. — Для старших школьников компьютер, Интернет — большое подспорье в быстром получении нужной информации».

Экраны и мониторы способны стать помощниками для детей, при условии, что мы помним как о границах их возможностей, так и о негативных свойствах.

«Если ребенок часто остается один на один с экраном, его самостоятельность и активность могут быть подавленными, — предостерегает психолог Елена Смирнова. — Монитор примагничивает его взгляд, он смотрит не думая, его воображение отключено. А для развития образного мышления ребенку полезно учиться представлять себе нечто, чего он видеть не может: тех же инопланетян, персонажа книги, игрушку, которую ему описывают».

«Теленяня» поможет справиться с беспокойством, но помешает научиться переносить разлуку с родителем за счет собственных сил

Кроме того, постоянное чередование картинок затрудняет развитие критического мышления и оценку нюансов происходящего. «Поток видеообразов не оставляет пауз, чтобы мыслить, работать с информацией, — говорит Николай Воронин. — Через зрительный анализатор в мозг ребенка идет прямой безостановочный поток информации, возникает перегрузка».

Вывод: общение с планшетом, компьютером и другими устройствами должно быть дозированным. «Детям до пяти лет за компьютером лучше не находиться совсем, шестилеткам — проводить не больше 20 минут в день, детям школьного возраста — не более двух-трех часов с перерывами», — подытоживает Галина Кучерова.

Препятствие к самостоятельности

Маленький ребенок с трудом обретет самостоятельность, если он прикован к экрану. В отсутствие мамы «теленяня» может компенсировать его беспокойство. Но она же мешает ему научиться переносить разлуку за счет собственных сил, развивая в себе присутствие «внутреннего родителя» при помощи ободряющих образов и слов, которые нужно придумывать, чтобы ощутить безопасность и комфорт.

Кроме того, телевидение и игровые приставки обладают такой притягательной силой, что детям трудно от них оторваться. При этом ребенок никогда не испытывает скуки… Но именно скука — чувство, необходимое для того, чтобы принять решение действовать активно. «Ребенок ныряет в компьютерную или телевизионную реальность и ни на что другое не может переключиться», — говорит Елена Смирнова.

Искусственная социализация

Монитор отнимает время, которое можно посвятить реальному общению. Сидя перед экраном, ребенок общается с видеоперсонажами, но такое взаимодействие — всего лишь суррогат реального. Видео- и телегерои не нуждаются в нас, это мы нуждаемся в них.

«Дети, чрезмерно увлеченные компьютерными играми, не умеют общаться и играть со сверстниками, кроме как обсуждая эти самые игры», — утверждает Елена Смирнова.

«В виртуальном мире ребенок может ощутить себя властелином, управляющим людьми и стихиями, — говорит Галина Кучерова. — Там он не несет ответственности за свои действия и поступки, тогда как в реальном мире его, возможно, ждут негативные оценки и необходимость что-то в себе менять».

К тому же виртуальные образы и персонажи часто задумываются и рисуются такими яркими, притягательными, что в сравнении с ними реальное окружение может казаться детям довольно тусклым и неинтересным.

Как относиться к сценам жестокости

В современных фильмах и даже мультфильмах они не редкость. Как это сказывается на поведении детей? Американский психоаналитик Бруно Беттельгейм подчеркивал, что детям необходимо, чтобы в сюжетах была некоторая степень жестокости, поскольку это помогает им научиться правильно вести себя в отношении подобных чувств, раз уж в жизни они возникают.

«Противоположные начала и чувства — добро и зло, любовь и ненависть — часть нашего внутреннего мира, — объясняет детский аналитик Татьяна Шатунова. — Качественные фильмы способны демонстрировать детям, как с этими чувствами можно «обходиться». Но в любом случае нужно внимательно подбирать телерепертуар».

«Избыток жестоких видеосюжетов и игр таит в себе угрозу «заразить» ребенка агрессией, — уверена Галина Кучерова. — У него может сработать механизм отождествления себя с главным агрессивным героем, чьи действия оправданы по ходу сценария».

Согласно ряду исследований, большинство детей демонстрировали агрессивность после просмотров сцен насилия, особенно когда оно казалось им «безнаказанным» или когда агрессор добивался своей цели и получал желаемое. Американская академия педиатрии предупреждает, что часто соприкосновение с подобными сценами воспитывает в детях привычку разрешать конфликты силовыми методами, может делать их бесчувственными по отношению к другим и вместе с этим формировать пугающую картину окружающего мира.

Наконец, подобные сцены могут вызвать переизбыток эмоций или смятение чувств: чем меньше ребенок, тем больше он склонен запоминать отдельный акт агрессии вне его связи с контекстом, без его осмысления.

В любом случае будем помнить, что сила внушения любого видеоряда огромна, и наша задача — не изолировать детей от экранов и мониторов, но научить, как разумно использовать их в повседневной жизни.