Времена меняются, и наши шутки меняются вместе с ними. Штирлиц и Брежнев, армянское радио и «новые русские» — на смену героям прежних времен пришли иные персонажи. Впрочем, по ощущению, и шутить мы сегодня стали реже. Многие ли из нас легко припомнят, когда в последний раз слышали хороший анекдот?
«Анекдотов в нашем повседневном общении действительно стало меньше, — считает клинический психолог Сергей Ениколопов. — Не последнюю роль в этом сыграл интернет. Ведь прелесть анекдота в его свежести и оригинальности — какой смысл рассказывать шутку, которую наш собеседник мог и сам прочитать в Cети накануне?»
Кроме того, на место прежней формы «живых» анекдотов пришли Comedy Club и другие подобные телепроекты
И все же мы продолжаем шутить, ведь смешной анекдот помогает нам установить контакт с собеседником, расположить его к себе или разрядить обстановку. Кроме того, шутки идут на пользу и нашему собственному душевному равновесию.
«Юмор выполняет ту же функцию, что и сны для отдельного человека или же мифы для целого общества: в нем проявляется озабоченность нашего сознания тем, что мы не можем выразить рационально, — объясняет психоаналитик Муса Набати. — Анекдот проявляет наши глубинные страхи и одновременно предлагает позитивное решение — с помощью смеха». Так какие же страхи воплощают черты героев популярных шуток?
«Другие»
Если в советские времена многих веселили анекдоты о чукчах, то сегодня (особенно с телеэкрана) чаще шутят над представителями соседних государств, приезжающих на заработки в Россию. «Этих людей мы встречаем ежедневно, — говорит Сергей Ениколопов. — И многие воспринимают их черты (отличные от наших) как угрозу привычному укладу жизни».
Мы смеемся над «странностью» тех, кто находится близко, но в то же время с нами не совпадает
«Это позволяет проецировать на „другого“ те черты, которые мы меньше всего склонны принимать в самих себе, — продолжает психолог. — Анекдоты, высмеивающие „других“, по сути, должны показать, что мы лучше. Такие шутки выполняют сразу несколько функций: с одной стороны, они повышают (в сравнении с кем-то) нашу самооценку, а с другой — помогают отстаивать свою самобытность, отделяя „своих“ от „чужих“».
Наивные таджики, «горячие эстонские парни» — в подобных ярлыках психологи и психоаналитики видят проявление нашего противоречивого отношения к чужакам, основанного как на любопытстве и интересе к непохожему, так и на страхе и неприятии его. «Мы говорим о „других“ и когда шутим о политиках и власти. Ведь в них мы также видим прежде всего тех, кто не является ни таким же, как мы, ни полностью другим, и это вызывает у нас беспокойство, потому что искажает границы нашей идентичности, — заключает Сергей Ениколопов. — Это отражается в юморе».
Что такое «козел отпущения»
В обыденном понимании «козлом отпущения» является человек, на которого члены данного сообщества возлагают вину за все свои возможные беды и ошибки. И нередко высмеивают его. Но изначально у этого выражения был религиозный смысл, связанный с описанным в Библии очистительным обрядом.
В Книге Левит (Лев. 16:7–8, 10) говорится, что во время праздника Йом Кипур первосвященник выбирал двух козлов, на которых возлагал руки, перекладывая таким образом на них все грехи прошедшего года. Одного из них немедленно приносили в жертву, а другого, которого и называли козлом отпущения, прогоняли в пустыню, к скале Азазел, с которой в конце концов его сбрасывали.
Блондинки
Анекдоты про них, практически став уже общим местом, тем не менее не первый год сохраняют рекордную популярность. Почему же многим так хочется видеть светловолосых женщин откровенно глупыми, беспомощными, неспособными к элементарной логике?
«Это завуалированное проявление сексизма, то есть утверждения превосходства одного пола над другим, проявление бессознательной потребности обосновать свое представление о социальном неравенстве мужчин и женщин, — считает Сергей Ениколопов. — В этом можно увидеть и знак неприятия мужчинами сегодняшней тенденции феминизации общества, и их негативную реакцию на все растущее количество успешных женщин среди нас».
«В анекдотах о блондинках сегодня происходит возвращение вытесненного из общественного сознания женоненавистничества, — соглашается Муса Набати. — Оказавшись под запретом в эпоху феминизма, оно нашло себе новое, более осторожное выражение, сделав вид, что сосредоточено лишь на определенном типе женщин».
Подмена оказалась настолько убедительной, что в нее поверили и сами женщины, согласившись видеть в «бестолковой блондинке» козла отпущения
«Такие шутки несут двойную выгоду, — продолжает Муса Набати. — Мужчинам они позволяют вновь ощутить свое преимущество над женским полом, а женщинам помогают дать выход чувству соперничества и ревности».
Ревность здесь связана с тем фактом, что светлый цвет волос рассматривался нашими предками как признак красоты. Затем появились фотомодели из журналов — и блондинка превратилась в стандартный эротический идеал. «Насмешки над блондинками — уточняет Сергей Ениколопов, — это в какой-то мере и наши насмешки над нынешним обществом и теми стереотипами, которые оно нам навязывает».
Тещи
Эта эпическая женская фигура впервые стала центральной в еврейском юмористическом фольклоре — в качестве матери мальчика. После этого она приобрела более общие черты, выступая то в качестве тещи, то свекрови.
Какие упреки ей предъявляются в наших шутках? Прежде всего ее обвиняют во властности и назойливости. «Тещу или свекровь воспринимали как серьезную угрозу молодой семье в эпоху коммуналок, когда разным поколениям приходилось много лет жить бок о бок на ограниченном пространстве, что не могло не вызывать конфликтов, — замечает Сергей Ениколопов. — Сегодня такие шутки прежде всего отражают наше желание защитить себя от любого властного влияния тех, кто старше нас по возрасту или выше по статусу, на нашу взрослую жизнь. Рассказывая анекдот о бесцеремонной теще, мы можем иметь в виду и своего начальника, и свою соседку».
С точки зрения психоаналитиков, в этой героине анекдотов воплощаются все недостатки матери, неспособной примириться с психологической независимостью своего ребенка
При этом подобные анекдоты рассказывают, конечно же, не сами тещи или свекрови. И эти шутки больше говорят о детях, нежели об их матерях. «Прежде всего они о неспособности выросших детей обходиться без родительских схем поведения, стать по-настоящему взрослыми, — уточняет Муса Набати. — Смех помогает разорвать эту изжившую себя связь-слияние между матерью и ребенком».
Но почему тогда смеются именно над тещей, над свекровью, а не над матерью? «Всегда легче критиковать чужую, а не собственную мать, — объясняет психоаналитик. — Такой анекдот дает возможность свести счеты со своими переживаниями, не называя напрямую персонажей». Что в конечном итоге может пойти семейным отношениям на пользу. Муса Набати напоминает о том, что наш юмор несет в себе и возможность катарсиса: «Он позволяет нам разрядить внутреннюю агрессию, тем самым избавляясь от нее. А это, в свою очередь, делает отношения более мирными».
Что сказал бы об этом Фрейд
«Мои биографы приписывают мне такое чувство юмора, при котором человек шутит, а сам не смеется. А также и полную неспособность посмеяться над собой… А ведь я видел, что прячется за юмором: косвенный, обходной способ удовлетворять сексуальные или агрессивные побуждения, которые общество не позволяет нам проявлять открыто.
Суть юмора состоит в ослаблении наших порывов, к которым подталкивает ситуация: мы шуткой отделываемся от проявления этих «неудобных» чувств. Так что главная привлекательность юмора, по-моему, в том, что он сокращает затраты на сильные эмоции.
Но в юморе есть и нечто грандиозное, ведь он упрям и не покоряется судьбе: «Я» отказывается подчиняться реальности, принуждающей к страданию, демонстрируя, что несовершенство внешнего мира — всего лишь повод получить удовольствие…»