Онлайн-мы: как цифровой мир изменяет наше «я» и психику | Источник: Marco de Benedictis/Shutterstock/Fotodom.ru
Фото
Marco de Benedictis/Shutterstock/Fotodom.ru

Цифровая идентичность

Представим Анну, которая работает проджект-менеджером удаленно. Анна никогда не видела «вживую» своих коллег. Все представление ее коллег о ней построено на видеозвонках, сообщениях в корпоративном чате, эмодзи, файлах с результатами ее работы. По сути, коллеги взаимодействуют только с цифровой личностью Анны. А Анна думает о себе как о сотруднице в измерениях цифровой среды.

Как сильно эта цифровая личность может отличаться от «реальной» Анны, какой ее видит муж, живущий с ней в одном физическом пространстве?

Цифровая эпоха не просто изменила жизнь. Она внесла целое измерение в наше ощущение себя — цифровую идентичность.

Цифровая идентичность не отдельна от нас — она интегрирована в самооценку, она может быть ранена (пренебрежительный комментарий к фотографии или вашему тексту) или вдохновлять (много лайков на вашем посте), а может и вытеснять «реальные» характеристики себя, заменяя их более желаемыми, сконструированными проявлениями, — отредактированные фотографии, стирающие несовершенства реального тела, смелые заигрывающие сообщения, скрывающие природную застенчивость.

Цифровая среда предоставляет возможность удовлетворять все больше потребностей внутри себя, через свою цифровую личность.

А с развитием технологий ИИ появилась даже возможность общаться с «личностью» за которой нет реального человека.

Жизнь в цифровой среде

Жизнь в цифровой среде дает огромные возможности, но и бросает нам серьезнейшие вызовы. Через цифровое продолжение личности все негативные эффекты цифровой среды влияют на наше ментальное состояние, личность и даже физиологию мозга.

Накопилось уже много данных о негативных эффектах и опасностях цифрового пространства: яркие стимулы, алгоритмы, настроенные подбирать наиболее увлекающий именно вас контент — формируют ищущий стиль внимания (желание быть в центре внимания. — Прим. ред.) и усугубляют цифровую скуку.

Мышление становится клиповым — фрагментарным, реактивным, оперирующими мелкими, яркими, вырванными из контекста фрагментами и быстро переключающимся, многозадачным.

Николас Карр в книге «Пустышка. Что интернет делает с нашими мозгами» убедительно пишет: интернет «делает нас компетентными в ширине и уязвимыми в глубине». Мы знаем много — но все труднее удерживать и проживать.

Недавнее исследование показало: у тех, кто стабильно проводит за просмотром коротких видео по полтора часа в день, на 2% снижается объем серого вещества в зонах, отвечающих за концентрацию и регуляцию, а нейроактивность мозга демонстрирует более хаотичную, импульсивную картину.

Зависимость от коротких видео и его вредоносный потенциал вызывают все больше внимания ученых

Цифровая среда по своей структуре (много вкладок, много приложений, много параллельных коммуникаций и процессов) бомбардирует нас информацией и стимулирует многозадачность. Но многозадачность не полезна для нашего мозга, она снижает способность к произвольному осознанному выбору и концентрации.

Нейробиологи обнаружили, что у людей, склонных к постоянному медиа-мультитаскингу (одновременному использованию двух и более видов медиа, к примеру, общению в мессенджере и просмотру клипов в ТикТоке), снижается плотность серого вещества в передней поясной коре — зоне, отвечающей за контроль внимания и переключение фокуса (Loh & Kanai, 2014). Это не фантазия — это структурные изменения мозга.

Еще больше данных есть о влиянии злоупотребления соцсетями на развитие тревожных и депрессивных расстройств, а растущего экранного времени — на снижение качества сна.

FOMO, кибербуллинг, думскроллинг, выгорание от постоянной связи с рабочими процессами через мессенджеры, стремительно распространяющаяся тревога перед ИИ — каждому из этих феноменов можно посвятить отдельные статьи.

Источник: Nicoleta Ionescu/Shutterstock/Fotodom.ru
Фото
Nicoleta Ionescu/Shutterstock/Fotodom.ru

Совокупный эффект

Цифровая среда — огромный стресс-фактор, непрерывно оказывающий влияние на наш мозг, не приспособленный к такому информационному перегрузу. И чтобы использовать возможности цифровой среды — свободу перемещения, впечатления, доступ к информации, поддержку сообществ — необходимо очень четко понимать и признавать силу ее стресс-влияния.

Для психологов и любых специалистов по здоровью и благополучию сегодня внимание к тому, как клиент взаимодействует с цифровой средой, становится обязательной сферой диагностики и изменений. Об этом и многом другом ведущие практические психологи и нутрициологи расскажут 15 ноября на ежегодном форуме Wellness Слёт, который пройдет на площадке «Мосфильм». Одной из ключевых тем мероприятия станет искусство осознанной гармоничной жизни в стремительную эпоху цифровизации.

6 принципов цифровой гигиены

Пока давайте соберем несколько универсальных принципов цифровой гигиены, которые могут сохранить баланс между возможностями цифровой жизни и ментальным здоровьем, которые актуальны для абсолютно каждого человека.

1. Границы присутствия

Устанавливайте четкое время (часы) и пространства (спальня), события (поездка с семьей на выходные) без гаджетов.

2. Осознанное потребление контента

Периодически спрашивайте себя: «Я выбираю это — или это выбирает меня?» Чистите свои подписки, блокируйте слишком часто попадающийся контент. Отписывайтесь от увлекательного, но отнимающего слишком много времени контента.

3. Тренировка фокуса

Практикуйте периоды глубокой работы над одной задачей.

4. Защита от токсичной среды

Подписывайтесь на то, что помогает и поддерживает, а не сравнивает и ранит.

5. Телесность

Возвращайтесь в тело: дыхание, растяжка, прогулка — это возвращает внимание в «здесь и сейчас», снимает избыточный стресс инфо-перегрузки.

6. Умение выдерживать скуку

Учитесь выдерживать появляющуюся скуку и импульсы залезть в цифровую среду. Скука — основа для креативности, новых проектов, способности наслаждаться сложной созидательной деятельностью и творчеством.


Источники

  • Neuroanatomical and functional substrates of the short video addiction and its association with brain transcriptomic and cellular architecture https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/39826772/

  • Loh, K. K., & Kanai, R. (2014). Higher media multi-tasking activity is associated with smaller gray-matter density in the anterior cingulate cortex. PloS One, 9(9), e106698. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0106698

  • WHO Europe (2024).

  • Digital media use and mental health in adolescents — HBSC report. https://www.who.int/europe/publications/i/item/WHO-EURO-2024-9876-12345-67890

  • Сон и экранное время. Przybylski, A. K. (2023). Digital screen time and sleep in adolescence: Causal evidence from an intervention trial.

  • JAMA Network Open, 6(2). https://jamanetwork.com/journals/jamanetworkopen/fullarticle/2821176

  • Социальные сети и ментальное здоровье. Marengo, D., et al. (2023). Problematic social media use and mental health: A meta-analytic review.

  • Frontiers in Psychiatry, 14. https://pmc.ncbi.nlm.nih.gov/articles/PMC10624397

Даниил Гольдин

Консультирующий психолог, академический руководитель «Психодемии»

Основываясь на идеях мыслителей от Платона до Маклюэна, Карр доказывает, что любая информационная технология несет в себе определенную интеллектуальную этику — набор допущений о природе знаний и интеллекта. Он показывает, как печатная книга помогла сфокусировать наше внимание, продвигая более глубокое и творческое мышление.

Интернет же, напротив, поощряет нас к потреблению быстрых несвязанных кусочков информации из множества источников. Это этика промышленной эпохи, этика скорости и эффективности, оптимизированного производства и потребления — и теперь Сеть переформирует нас по своему образу и подобию. Мы становимся адептами быстрого и поверхностного сканирования, но теряем способность к концентрации, размышлению и рефлексии.

Николас Дж. Карр «Пустышка. Что интернет делает с нашими мозгами»
Реклама. www.chitai-gorod.ru