Отказ отказу рознь: каким бывает наше «нет»

Отказ — способ сохранять дистанцию, указание на трудности и ограничения возможностей. Но также средство защиты и призыв обратить внимание на нашу неосознанную темную сторону. Что еще мы имеем в виду, когда говорим «нет»?

Елена Венгерова

ПОЧЕМУ У НАС ЭТО НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ

В раннем детстве мы с легкостью кричим: «Нет!», став подростками, орем еще громче, а потом… все! Словно кто-то выключает эту способность. Как объяснить исчезновение этого полезного слова из речи взрослых?

Потому что мы боимся

Нам нужно чувствовать себя в безопасности. А для того, чтобы сказать «нет», — особенно. Сказать «нет» значит отказаться от подчинения чужой воле, выразить несогласие с неким порядком вещей. И это легко сделать лишь тогда, когда мы уверены, что нас услышат и что вследствие отказа жизни ничто не угрожает.

Иногда действительно не остается другого выхода, кроме как затаиться и молчать в ответ на агрессию в нашу сторону (если это часто повторяется и связано с насилием, такие отношения лучше прекратить). Однако чаще бывают ситуации, когда мы не решаемся сказать «нет», хотя страхи необоснованны, а свободное высказывание собственного мнения пошло бы только на пользу.

Почему же мы поддаемся? Боимся конфликта, противостояния, санкций, изоляции в общественной и личной жизни. И все это во имя иллюзорной гармонии. Особенно это верно в любви.

Мы часто считаем, что любить — значит всегда и во всем соглашаться с партнером. В этом заключается опасность «мифа о нас», который взрастила романтическая культура: «если любишь, то поймешь». Невозможно сказать «нет», потому что мы боимся обидеть или потерять партнера, — а в итоге мы забываем о собственных мечтах и целях, превращая их в некую абстракцию.

...Нас так воспитали

Сказать «нет» — значит заявить о несогласии и тем самым проявить себя, сделать видимым для окружающих. Детьми мы все естественным образом отворачивались от ложки с чем-то невкусным. Потом, в процессе воспитания, научились подавлять эту древнюю и столь важную способность неприятия, которая по сути — форма предъявления себя миру.

Если нас воспитывали слишком строгие или занятые родители, которые устанавливали множество запретов без объяснения причин и резонов, то во взрослом возрасте будет трудно говорить «нет» в нужном месте и в нужный момент.

Ведь именно понимание, почему наше «нет» не принято, помогает увидеть окружающих, вписаться в общество, не отрицая при этом себя. Это сама по себе трудная задача: нормы и ритм повседневной жизни мешают обдумывать ситуации.

На нас давит постоянная спешка, и очень трудно замедлиться, чтобы понять, про что я хочу ответить «да», а про что — «нет». Хорошо бы дать себе передышку и изучить свои желания, не правда ли?

Семь разных «нет»

Нет, не может быть и речи! Это полный отказ, не допускающий изменений в принятом решении. Такое «нет» используют: при разногласиях, бунте, в ситуациях, рассматриваемых как беззаконие. И для самоутверждения.

«Нет», чтобы защитить свою территорию. Часто встречается при ощущении опасности во взаимодействии с окружающими. Такой отказ автоматически выскакивает из тех, кому не давали свободы в детстве и кто любое предложение переживает как вторжение или гиперконтроль.

«Нет», чтобы лишить другого удовольствия. Оно указывает на потребность в авторитарности и власти, это искаженный способ получить наслаждение путем ущемления интересов и потребностей других людей.

«Нет», чтобы дать себе время на размышление. Очень эмоциональные и чувствительные люди часто отвечают отказом на неожиданные предложения, чтобы переварить информацию, представить себя в новой ситуации и принять обдуманное решение.

«Нет» провокационное, чтобы подчеркнуть свою особенность. Это подростковое отрицание, задача которого — выделиться в мире взрослых, выразить протест устоявшимся правилам, обозначить свою особенность, показать отличия от других. В подростковом возрасте есть желание самоутвердиться, но цивилизованные формы еще не наработаны. Часто подростки нуждаются в помощи и совете и одновременно стремятся к самостоятельности, демонстрируя отказ подчиняться как ребенок.

«Нет» как воспитательное средство. Родительское «нет» обозначает границы, запреты и создает у ребенка необходимое для развития чувство фрустрации. Родители ограничивают и направляют ребенка, но позволяют ему получать свой опыт и экспериментировать.

«Нет», чтобы не принимать ситуацию, которая на нас влияет. Отрицание как механизм психической защиты выявил Фрейд. Он включается в ситуациях, с которыми трудно справиться, такими как тяжелые потери, утрата близких, любимых питомцев... От невыносимой боли человек говорит: «Нет, это невозможно, этого не может быть».