Пассивная агрессия в интернете: как распознать и противостоять
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Кто такой токсичный человек 

Слово «токсичный» вызывает ассоциации с чем-то ядовитым, раздражающим, даже убивающим. Сложность определения заключается в том, что для каждого из нас токсично разное поведение. Для одного невыносимо столкнуться с обесцениванием, для другого медленным ядом станет общение с «королем» или «королевой» драмы — человеком, который во всем видит исключительно негативные аспекты. Третий же очень устает, сталкиваясь в общении с позицией жертвы и «выпрашиванием» внимания. 

Это неудивительно: у каждого свой опыт проживания жизни и свои болевые точки. Можно относительно легко и спокойно справляться с внешней критикой, опираясь на нее как на мотиватор к действию, но закипать, сталкиваясь с неготовностью человека принять ответственность и попыткой обвинить всех вокруг. 

Как же тогда понять, что человек, с которым вам приходится взаимодействовать, токсичен для вас? Нужно осознать свои эмоции и состояния. Раздражение, злость, обида, сомнения, тревога, постоянное чувство вины и усталость после даже самого кратковременного общения — вот те маркеры, которые указывают на то, что именно такое поведение для вас токсично. 

«Токсик» — человек, после общения с которым вам стабильно становится не по себе

Чаще всего токсичный человек не готов принимать ответственность, он ищет виноватых вовне. Он «потребитель», которому «все должны», абсолютно уверенный, что есть только одна правильная точка зрения — его. Не стоит ждать от такого человека, что он прислушается к вашим просьбам о корректности, общении без провокаций, сплетен и критики. 

Он может аргументировать свое поведение как демонстрацию мнения. Но мнение мнению рознь: есть конструктивная критика, направленная на неверное выполнение каких-то действий от признанного специалиста в этой области, есть свое видение ситуации. Все это имеет право на существование.

Обмениваясь своим видением ситуации с другими, мы находим самые интересные идеи, самые надежные варианты. Главное, чтобы в таких высказываниях сохранялась позиция «Я — ок, и ты — ок!». Если же за демонстрацией мнения скрывается желание оскорбить, унизить, доказать кому-то, что он неправ, — это пассивная агрессия. 

Что важно: все мы иногда любим ныть и критиковать, поэтому не стоит спешить с выводами о токсичности своего знакомого. Задуматься об этом можно, если ситуация, в которой вам становится некомфортно рядом с ним, регулярно повторяется.

Что делать с пассивной агрессией в интернете 

Если при коммуникации с кем-то вы почувствовали, что вас пытаются задеть, пусть и достаточно невинными фразами: «Мог бы догадаться», «И это все, что ты можешь сказать?», «Не хочу обидеть, но…», «Все нормально, не обращай внимания» — то следует сделать небольшой перерыв в общении. Спросите себя, для чего вам сейчас этот диалог, принесет он вам пользу или вред?

Поддержав общение с хейтером, мы автоматически начинаем играть на его условиях. Как правило, основная цель токсичного комментатора — получить максимум внимания, а для этого нужно вывести вас из себя, заставить вступить в полемику.

Как справляться с негативными эмоциями

В неконструктивных и деструктивных коммуникациях очень просто получить эмоциональную травму. Вот несколько способов этого избежать:

  • Получив неприятный комментарий и сообщение, осознайте, что вас читают и что именно ваше внимание пытаются привлечь — в этом можно найти повод для радости. 

  • Используйте техники переключения внимания, например, посчитать от 100 назад по 3 (100, 97, 94). Для стабилизации своего состояния можно также использовать техники дыхания.

  • Если все же закипаете от эмоций, то выплесните свое недовольство, написав ответ, но не публикуйте его. 

  • Постарайтесь отвлечься, переключиться на действительно важные дела. 

  • Попросите поддержки и одобрения родных и близких.

Помните, что вы не обязаны реагировать на каждый негативный комментарий. Если ситуация происходит на вашей страничке, то вы вправе заблокировать любого, кто нарушает общепринятые правила поведения и опускается до оскорблений и перехода на личности.

Как отвечать на агрессивные сообщения

Если же дать ответ все-таки необходимо (например, чтобы опровергнуть негативный отзыв или ответить на порочащую вас информацию), то следуйте следующим правилам.

  1. Будьте максимально нейтральны — избегайте оскорблений, не используйте Caps lock или большое количество восклицательных знаков. 

  2. Продемонстрируйте доказательства, подкрепляющие вашу позицию, — будьте максимально конкретны, оперируйте фактами, а не ощущениями или чувствами. Ссылаясь на другие источники, обязательно добавляйте ссылки.

  3. Разграничивайте хейт и конструктивную критику — если действительно была допущена ошибка, постарайтесь ее исправить, проявить внимание к человеку.

Юлия Каминская
Юлия Каминская

Эксперт проекта VK «День борьбы с кибербуллингом», психотерапевт сервиса онлайн-психотерапии Zigmund.Online