Почему нужно с ранних лет заботиться о когнитивном здоровье ребенка: истории из практики психиатра | Источник: Shutterstock/Fotodom.ru
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Детский возраст — период особой уязвимости, когда маленький человек физиологически и психически беззащитен перед давлением взрослых. Задумывались ли вы когда-нибудь, что детсадовские слезы могут напомнить о себе спустя многие годы? Работая психиатром, я много лет наблюдаю, как детство сказывается на будущем человека. Сейчас я веду как пожилых пациентов с деменцией, так и подростков с признаками ранних когнитивных нарушений — и между этими группами часто можно провести невидимую, но очень прочную нить.

Детские травмы — не только про острые случаи. Это понятие, затрагивающее все сферы жизни ребенка, включая психическую, ментальную и когнитивную. Обычный ушиб способен вызвать сильную физическую боль и заставить ребенка на ней сконцентрироваться, в результате чего пострадает когнитивная сфера. У девочки-подростка даже незначительный ушиб — всего лишь косметический дефект — может стать поводом для усиленного внимания к этой травме, что в свою очередь увеличивает ее психологическое значение.

Часто результатом психотравмирующей ситуации становится невроз или психосоматическое расстройство

Когнитивные нарушения проявляются по-разному: это могут быть проблемы с речью, трудности с чтением, письмом и счетом. Кроме того, детям с такими нарушениями трудно дается усвоение новой информации. Иногда вследствие психотравмы ребенок с уже хорошо развитой разговорной речью вдруг отказывается говорить или говорит избирательно (элективный мутизм), иногда у него возникает заикание (логоневроз).

Характерно, что дети стараются избегать ситуаций, напоминающих о травме. К примеру, внезапно отказываются ходить в детский сад: при разговорах о садике у ребенка появляются заикания, запинки, он начинает плакать. В некоторых случаях это сопровождается недержанием (энурезом, энкопрезом), кусанием ногтей или раскачиванием (яктацией).

Что говорит наука

Новые данные от нейробиологов из Эссекского университета рисуют тревожную картину: согласно им, детские травмы напрямую влияют на формирование мозга. Анализируя МРТ-снимки, ученые обнаружили, как психотравмы перестраивают жизненно важные нейронные пути. У подростков, переживших жестокое отношение, потом часто возникают сложности: им труднее понимать свои и чужие эмоции, сопереживать, да и с памятью или решением нетривиальных задач бывают проблемы.

Еще более мрачные выводы сделали ученые из Барселоны (ISGLOBAL): их исследование четко связывает детский стресс с повышенным риском нейровоспаления и болезни Альцгеймера в будущем. Долгий стресс, даже в детстве, нарушает работу гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси, которая управляет критически важными функциями — от давления до роста. Причем последствия различаются в зависимости от пола: у мужчин стресс чаще вызывает накопление токсичных амилоидных бляшек, а у женщин приводит к уменьшению объема мозга (атрофии).

Оба сценария, как показало исследование, — прямой путь к развитию деменции

Ранние травмы оставляют в детской психике особый след. Они словно учат мозг слишком остро реагировать на любую угрозу. Позже, когда тревога накрывает с головой, таким людям становится невероятно сложно сосредоточиться — мысли буквально разбегаются, а вместе с ними ускользает и память. И это не просто сиюминутные трудности. Напряжение, которое длится годами, чревато развитием гипертонии, инсульта и дегенеративными изменениями мозга.

Во взрослом возрасте последствия детских травм особенно коварны: незначительный стресс способен спровоцировать ПТСР, обрушить волну паники или вызвать парализующее чувство беспомощности. И тогда даже самая незначительная трудность воспринимается как неразрешимая катастрофа.

Как нарушается работа центра управления памятью

Чтобы понять, как действует стресс, заглянем в «эмоциональный центр» мозга — лимбическую систему и связанные с ней ретикулярные структуры. Именно здесь, в гиппокампе, находится критически важный «переключатель», который переносит информацию из кратковременной памяти в долговременную.

Оказавшись в стрессе, тело запускает гормональный ответ, выделяя адреналин (влияющий на мозговое кровообращение) и кортизол. Только если адреналин действует быстро и так же быстро распадается, то кортизол бьет прицельно и надолго — и его мишенью часто становится гиппокамп, чья работа серьезно нарушается под этим воздействием. В чем же заключается функция гиппокампа?

Его можно назвать своеобразным «центром управления» нашими воспоминаниями и эмоциями

Он закрепляет в памяти эмоционально значимые события, помогает нам исследовать мир и адаптироваться к стрессу, обучаться и ориентироваться в пространстве. Кроме того, он связан с работой иммунной системы.

Эта область мозга содержит множество аксональных окончаний, исходящих из голубого пятна, ядер шва и области перегородки. Эти волокна выделяют ключевые нейромедиаторы — норадреналин и серотонин. При этом 80–90 % этих окончаний не образуют прямых синаптических контактов, а передают сигналы посредством объемной (диффузной) передачи.

Кроме того, работа гиппокампа сильно зависит от нейромедиаторов — химических посредников мозга. Эмоциональный стресс легко нарушает этот хрупкий химический коктейль. Как итог, в первую очередь страдают обработка информации и память. Но главная опасность в том, что такой сбой запускает череду реакций в мозге: от явных эмоциональных проблем сегодня до реально повышенного риска развития разрушительных нейродегенеративных болезней в отдаленном будущем.

Когда детское поведение — крик о помощи

В моей практике был случай с мальчиком 4,5 лет, который после возвращения из детского сада начинал часто зевать. Казалось бы, ничего особенного, но зевота стала возникать на регулярной основе, мешая выполнять различные задания. Причем зевота усиливалась, когда заходил разговор о садике. Ребенок не говорил ни слова о произошедшем, поэтому врачи начали наблюдать за ним в разных ситуациях: как он ведет себя с детьми из других групп, общается с воспитателями, реагирует на изменения вокруг.

Результаты этого наблюдения легли в основу терапии, которая должна была помочь справиться с его тревогой. После этого родители отменили прием препарата, несмотря на рекомендации длительного приема. Как результат, через год зевота вернулась — теперь она возникала в периоды «ожидания неудачи» при выполнении школьных заданий, когда требовалась концентрация внимания и решение арифметических задач. Мы повторно подключили медикаментозное лечение и в этот раз назначили работу с психологом. Сейчас динамика положительная, но лечение продолжается до сих пор.

Другой случай — девочка 16 лет, отличница, у которой перед экзаменами резко упала успеваемость

Девочка объясняла это тем, что устала, «уже конец года, нет сил решать тесты, учиться». Мы провели диагностику на депрессию и выявили высокий уровень тревожности. Как пояснила девочка, мама не раз упоминала о необходимости хорошо сдать экзамены, но при этом никогда не давила на девочку, не заставляла учиться на «одни пятерки».

Тест
Есть ли у вас депрессия?
1/21

Какое утверждение наиболее точно описывает ваше состояние в последнее время?

Я не испытываю грусти или тоски

Мне грустно или тоскливо

Мне все время грустно или тоскливо и я не могу выбраться из этого состояния

Мне настолько грустно или тоскливо, что это становится невыносимым

2/21

Какое утверждение наиболее точно описывает ваше состояние в последнее время?

Мысли о будущем меня не угнетают

Меня угнетают мысли о будущем

Мне кажется, что в будущем меня ничего хорошего не ждет

Мне кажется, что мое будущее безнадежно и ничего нельзя изменить к лучшему

3/21

Какое утверждение наиболее точно описывает ваше состояние в последнее время?

Я не ощущаю себя неудачником/неудачницей

В моей жизни было больше неудач и поражений, чем у других людей

Оглядываясь назад, я вижу жизнь, полную неудач

Я чувствую себя самым неудачливым человеком

4/21

Какое утверждение наиболее точно описывает ваше состояние в последнее время?

Я могу ощущать такое же удовольствие и радость, как и раньше

В последнее время все вещи доставляют мне меньше удовольствие

Меня больше ничего по-настоящему не радует

Меня больше ничего не интересно

5/21

Какое утверждение наиболее точно описывает ваше состояние в последнее время?

 Я не ощущаю какого-то особенного чувства вины

Меня иногда мучает чувство вины

Большую часть времени меня мучает чувство вины

Меня постоянно мучает чувство вины

6/21

Какое утверждение наиболее точно описывает ваше состояние в последнее время?

Мне не кажется, что жизнь меня наказывает за что-то

Мне кажется, что жизнь может меня наказать

Я жду наказания от жизни

Мне кажется, что жизнь меня уже наказывает

7/21

Какое утверждение наиболее точно описывает ваше состояние в последнее время?

Я не ощущаю разочарования в себе

Я в себе разочарован(а)

Я себе отвратителен/отвратительна

Я себя ненавижу

Поэтому мы просто провели совместную беседу, где обсудили, что экзамен — это всего лишь временное событие, которое не определяет будущее. Мама пообещала дочери «быть рядом», и семья ушла в спокойствии и хорошем расположении духа. В дальнейшем мама рассказала, что первый экзамен девочка сдала на 95 баллов, и подобного резкого снижения успеваемости у нее больше не возникало.

Дети часто подают сигналы, что им плохо, но не словами. Родители в спешке или от усталости не всегда это замечают. Важно быть рядом, говорить с ними, не давить. Иногда лучше не лезть с советами, а просто спросить: «Хочешь, расскажу, как бы я поступил?» — вместо того чтобы сразу читать нотации. И перед тем как накричать, подумайте: а поможет ли это? Или только оттолкнет?

Мария Штань

Врач-психиатр, эксперт социального проекта Деменция.net