Почему в России так популярны фильмы Marvel — мнение психолога
Кадр из фильма «Сто лет тому вперед»

В ремейке знаменитой «Гостьи из будущего» Коля Герасимов, фанат рэпа и видеоигр, встретится с Алисой Селезневой, которая отлично разбирается в истории галактики, инопланетной фауне и боевых искусствах. Подросткам, как и в оригинале, предстоит спасти Вселенную от космических пиратов — те решили вернуться в прошлое и изменить результат войны, которую когда-то проиграли земной коалиции. 

Интернет-пользователи, ознакомившись с первым трейлером, во многом остались разочарованы: якобы от повести писателя остались одни имена и тема будущего, каст не соответствует возрасту героев, шутки для детского фильма (6+) — слишком пошлые, компьютерная графика оставляет желать лучшего. По их словам, фильм настолько не связан с повестью (даже атмосферой), что в нем проще представить персонажей из «Дивергента», «Властелина Колец», «Гарри Поттера» — или пародийной киновселенной «Марвел».

«Сто лет тому вперед» — не первый фильм, в адрес которого раздаются обвинения в неудачном подражании супергеройским фильмам. В 2017 году на экраны вышел фильм о советских супергероях «Защитники» — и провалился в российском прокате. Хотя режиссер Сарик Андреасян и рассчитывал начать с его помощью целую франшизу — как у «Фантастической четверки» — зрители и кинокритики были картиной крайне недовольны.

Безусловно, не все являются фанатами комиксов и фильмов Marvel — есть те, кто осуждает их за простоту сюжета, характеры персонажей, да и не любит сам жанр. Но спорить с их популярностью в России не приходится: cогласно данным Кинопоиска, в топ-10 самых успешных стартовых сборах фильмов четыре позиции занимают фильмы Marvel, причем «Мстители: Война бесконечности» — первую. Что же притягивает нас в супергеройских картинах и, как следствие, побуждает российских режиссеров пытаться повторить их успех?

«Комиксы Marvel — это современные сказки, где замечательно раскрывается характер героя»

Дмитрий Гаврилов — психолог, журналист

Большинство фильмов и комиксов Marvel про справедливость, обретение силы, славы и любви среди людей. При этом, почти каждый герой «построен» по принципу юнгианского взгляда на личность: у любого из персонажей есть видимая часть личности — Персона, и скрытая сторона — Тень, которая, как раз, обычно про суперсилу. Например, есть такой молодой парень Питер Паркер, дружелюбный сосед. Умный, доброжелательный, но, в целом, заурядный, стеснительный, неуверенный в себе. Миру он не противостоит, а скорее под него подстраивается. А затем происходит «укус» радиоактивным пауком и Питер обретает сверхспособности, но вместе с ними и ответственность. 

В психологии это называется инициацией – взрослением молодого человека. Каждый человек проходит определенные испытания, сталкивается с символической смертью и становится другим, более сильным, более взрослым. Все истории про супергероев об этом, об архетипах. 

А архетип — это структурный элемент коллективного бессознательного, то есть максимально понятный и близкий любому из нас

Именно поэтому многим интересно, как простой парень или девушка становятся кем-то, обретают силу, справляются с собственными пороками и слабостями. Смотреть на рост личности и проявление силы всегда интересно — здесь у многих возникает эмпатия и симпатия к герою.

Комиксы Marvel — это современные сказки, где замечательно раскрывается характер героя, показана его боль, желания, психологические травмы. В экранизациях Marvel всегда очень много визуальных эффектов, превосходное музыкальное сопровождение, лучшая компьютерная графика. То есть цепляет не только сама история персонажа — все это усиливается многочисленными эффектами. К тому же, многие из режиссеров и сценаристов консультируются с психологами, улучшая драматургию и насыщая фильмы правдоподобными сюжетами. И это при условии, что фильмы про супергероев по определению нереальны.

Фильмы Марвел — это крупная индустрия, в которой сосредоточены огромные финансовые вложения и лучшие технологии Голливуда. А в основе лежит простая идея: стать кем-то (или перестать быть никем) не только в собственных глазах, но и в глазах окружающих. Быть кому-то полезным.

Дмитрий Гаврилов
Дмитрий Гаврилов

Гештатьт-терапевт, провокативный психолог, нейродефектолог