«Полиция скорби»: за что стыдят россиян, которые публично горюют
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Кто подвергся критике

Пользователи соцсетей

Смерть Алексея Навального (признан в России террористом и экстремистом) шокировала тех, для кого его фигура была значимой: некоторые из них понесли цветы к памятникам жертвам репрессий, другие рассказали в соцсетях о том, как справляются с утратой. Несмотря на то что подавляющее большинство не были знакомы лично с блогером, его уход часть аудитории восприняла как личную потерю и люди поделились фотографиями того, как плачут.

Желание поделиться такими переживаниями в интернете поняли не все

«Вы меня простите, но меня дико вымораживают люди, которые фотографируют свои слезы. Ну вы серьезно? Пахнет показухой, — прокомментировала такой контент @sisevna. — Сходи поплачь и не забудь протереть камеру и выбрать лучший ракурс перед тем, как будешь снимать свои слезы. Иначе никто же не поверит, что ты скорбишь».

Мнение девушки не осталось без ответа — от тех, кого она критиковала, и от тех, кто ничего публично не выкладывал:

  • «Отстаньте от людей и от того, как они горюют»;

  • «Извини, что твои родители запрещали тебе эмоции. Иди поплачь, только никому не показывай, а то нарушают и киндер не дадут»;

  • «Это полиция скорби, всем не двигаться, вы скорбите неправильно!»

1/5
Фото:

Twitter

Почему люди переживают из-за смерти незнакомого человека

1. Эмоциональная связь

Воспринимать смерть известных людей как личную потерю нормально, говорит психолог и доула смерти Анастасия Левикова. Если вы горюете, значит, что у вас была с ним связь. Людям в принципе свойственно привязываться к тем, кто нас окружает. Для кого-то умерший мог быть примером для подражания, «отцом», которого у вас не было, другом или таким же человеком, как и вы сами: терять члена своей стаи горько и грустно.

2. Проекция на свою жизнь

По ее словам, внезапная смерть всегда становится шоком, особенно если умирает ровесник или человек возраста друзей или родителей. Мы чувствуем, что нарушается нормальное течение жизни, и испытываем страх, невольно ставя себя на его место. В такие периоды мы острее чувствуем свою смертность и конечность всего вокруг.

3. Табуированность темы смерти

Для некоторых столкновение со смертью может стать пугающим опытом, вызывающим фрустрацию и тоску, особенно в культурах, где тема смерти табуирована и нет коллективных практик проживания утраты:

  • минута молчания,

  • возложение цветов,

  • стихийные мемориалы,

  • похороны,

  • поминки.

4. Ощущение беспомощности

Внезапность смерти связана и с несправедливостью, особенно в тех случаях, когда известный человек умер в результате несчастного случая, катастрофы. Мы чувствуем свою беспомощность и потерю контроля. У многих есть иллюзия, что «известность» защищает от непредсказуемой смерти, но когда такое происходит, иллюзорная защита рассеивается, и мы мы можем чувствовать себя маленькими детьми перед лицом неотвратимого.

5. Потеря смысла

Когда умирает любой человек, то мы теряем не только его самого, но и то, что было с ним связано:

  • планы,

  • мечты,

  • надежды,

  • часть идентичности,

  • смыслы.

Смерть известного человека может выбить опору из-под ног, если вы связывали будущее с его деятельностью.

6. Связь с окружающими

Еще человек мог быть связующим звеном, и мы можем чувствовать одиночество и растерянность, как бывает, если умирает глава семьи, собиравший всех за одним столом.

Нормально ли не чувствовать ничего

Если вы не чувствуете горя и какой-либо связи с умершим известным человеком — это тоже нормально, подтверждает Анастасия Левикова. Кроме того, внезапные события требуют времени для осмысления, да и для того, чтобы чувствовать, нужны силы, а не у всех они есть в тот момент, когда приходит известие.

Это может создавать ощущение исключенности из общего горя, а также у многих может вызывать злость и отторжение — ведь у других тоже случаются потери, и кажется, что важно только горе одних.

Но когда мы начинаем меряться горем, то сразу попадаем в точку, где обесцениваются чувства всех, и ничего кроме боли и гнева мы не получаем

При этом горюющие могут чувствовать бесправность своих чувств, если открытое горевание осуждается. Такое состояние возникает в ситуациях, когда потеря обесценивается и не поддерживается большинством.

Самый частый пример  — перинатальные потери, и многие женщины, к сожалению, сталкивались с этим опытом.

«Полиция скорби»: за что стыдят россиян, которые публично горюют
Фото

Анастасия Левикова

Зачем делиться чувствами в интернете

1. Поиск единомышленников

Эмоций в горе очень много — настоящий клубок (the tangled ball of grief), и все они нормальны. Как отмечает доула смерти, нам становится легче, когда мы можем делиться чувствами с другими и видим, что не одиноки в своем опыте.

И если у нас нет возможности встретить своих друзей и близких, мы идем в социальные сети

Одновременно есть контекст реальности, в которой живет человек, и публичное выражение горя может быть опасным или ощущаться таковым. В итоге человек остается один на один с переживаниями, и тогда горе становится тяжким и порой разрушительным опытом.

2. Валидация

В горе нам нужна не только нормализация, но и валидация — признание, что чувства, мысли и ощущения другого человека понятны и имеют право быть. Признание не означает согласие с чужим мнением, но дает возможность быть вместе и замечать, что у всех нас есть как минимум одно сходство — мы все умрем.

Чем может быть опасно горевание в соцсетях

1. Нежелательные реакции

Но онлайн-пространство — не кабинет психолога и не групповая терапия, поэтому мы можем получить как нормализацию и валидацию, так и столкнуться с чужими интенсивными эмоциями, отчаянием и паникой либо с эмоциональным обесцениванием, что вызывает разобщение и желание дистанцироваться.

2. Жесткие требования

В остром горе человек очень уязвим и требует заботы в первую очередь о своем самочувствии, но коллективное горе нередко выставляет свои требования — «покажи, что ты скорбишь вместе с нами и делаешь это одобряемым способом».

Как «правильно» скорбеть

Анастасия Левикова напоминает: нет правильного или неправильного способа проживания своего горя, но есть безопасный. В первую очередь это касается нашего физического самочувствия и благополучия, проверить которое можно по нескольким вопросам:

  • что у меня с аппетитом;

  • что происходит со сном;

  • знаю ли я, как успокоиться;

  • что мне помогает или помогало раньше справляться с подобными ситуациями.

Что в итоге

Коллективная беда и горе помогаю объединяться, чтобы проживать потерю и находить утерянные смысл, надежду и веру, а еще это возможность через устойчивость одних дать опору тем, кому тяжелее. Скорбь, как отмечает психолог, — это время, когда мы можем обнаружить, что в нашей жизни была любовь и поэтому нам так плохо сейчас, и у нас есть выбор — нести эту любовь дальше или похоронить ее вместе с умершим.

Анастасия Левикова
Анастасия Левикова

Психолог и доула смерти