Кадр из мультфильма «Головоломка 2» (2024) | Источник: «Кинопоиск»

Кадр из мультфильма «Головоломка 2» (2024)

Фото

«Кинопоиск»

— Утомилась я уже делать презентацию, это так скучно, посмотрю сериал, а потом продолжу.

— Вернись, тут еще много слайдов осталось, не успеешь!

— Я только одну серию…

— В прошлый раз ты тоже так говорила, а потом до ночи смотрела свои видосы!

Нет, это не разговор сердитой мамы с беспечной дочерью-подростком. Такие споры мы ведем сами с собой, в своей голове. Точнее, их ведут наши внутренние части, как утверждает Ричард Швард, автор теории внутренней семейной системы (Internal Family Systems, IFS).

Согласно его модели, наша психика — это не единое целое, она состоит из множества существ

«У каждой части есть своя память, свои убеждения, намерения, страхи и надежды, — объясняет психолог Инга Грин. — Одни отвечают за повседневные дела, а другие активизируются на фоне сильной усталости, в критических ситуациях. У каждой части свой возраст, голос, манера речи и любимые словечки — если она вообще пользуется речью, поскольку у нас могут быть и субличности, напоминающие зверей, неодушевленные предметы или потоки света».

Тест
Кто вы — Ребенок, Родитель или Взрослый?
1/8

Почти что кадр из фильма ужасов: 15 пропущенных звонков от мамы. Ваши действия?

Выключу телефон подобру-поздорову. Потом придумаю, как оправдаться

А в чем ужас? Перезвоню и спрошу, что случилось

Как будто она не знает, что звонить мне можно только после 18:00! Пусть подождет до вечера

Состав «оркестра»

Чем же все эти субличности занимаются? Ричард Шварц делит их функции на три группы.

1. Изгнанники

Чаще всего это детские части, которые оказались травмированы в раннем возрасте. Их переживания порой так невыносимы, что остальные части стараются изо всех сил их не беспокоить, чтобы мощные чувства не затопили психику. Они хранят опыт покинутости, ненужности, одиночества и заявляют о себе, когда чувствуют угрозу жизни, здоровью, благополучию и отношениям.

  • напуганный

  • застыженный

  • оставленный

  • горюющий

  • никчемный

2. Пожарные

Вступают в действие, если изгнанники встревожены. «Пожарные утешают и отвлекают внимание изгнанников на что-то привлекательное, — рассказывает психолог. — Они обожают игры в телефоне, шопинг, фастфуд, опасное сексуальное поведение и другие поступки, о которых человек мог бы пожалеть на следующий день. Они не заботятся о последствиях».

  • сладкоежка

  • фантазирующий

  • отвлеченный

  • одержимый

  • лентяй

3. Менеджеры

Защищая систему от негативного опыта изгнанников, они напирают на рост и развитие — хорошая учеба, продуктивная работа, крепкое здоровье. Чаще всего мы слышим голоса «критиков», отвечающих за избегание неудач. Они нередко заимствованы у взрослых, которые нас строго оценивали в прошлом».

  • контролер

  • критик

  • перфекционист

  • планировщик

  • общительный

  • борец

  • судья

  • пессимист

Услышать суть

Когда мы чувствуем себя спокойно и уверенно, у руля находятся несколько частей, занятых привычным делом. Но как только происходит что-то неприятное, мы оказываемся в тупике, части принимаются конфликтовать и самоуправствовать, затапливают нас своими переживаниями и желаниями: жалуются, стыдят, искушают…

«Наша задача — прислушиваться к их проявлениям с любопытством и открытым сердцем, — поясняет Инга Грин. — Ведь субличности желают нам хорошего, каждая по-своему. Почти всегда смысл их требований — помочь нам выжить, справиться, „сохранить лицо“, избежать неприятностей».

Лучший способ обходиться с посланиями — замечать их все одновременно, признавать потребности каждой

Когда нам это удается, части успокаиваются, становятся менее радикальными. Возникает место для их сотрудничества и компромисса в споре. Изгнанники исцеляются, и нужные решения находятся.

Тренинг

Вам трудно двигаться вперед, потому что субличности вошли в конфликт? Воспользуйтесь техникой экстернализации, чтобы понять суть.

1. Сформулируйте коллизию

Между какими двумя позициями, стремлениями или чувствами вы «застряли»? Что в вас борется друг с другом? Например, одна часть хочет заявить о себе, а другая боится осуждения. Одна хочет бросить работу, а другая боится нестабильности.

2. Выберите предметы, которые будут воплощать стороны конфликта

Любые вещи или игрушки, отличные друг от друга. Положите их на равном расстоянии от себя слева и справа.

3. Выслушайте позиции

Возьмите в руки один предмет и дайте слово первой субличности: чего она хочет для вас, чего боится, какими видит свои задачи и на что надеется? Затем возьмите второй предмет и «выслушайте» его. Дайте им время, не торопите.

4. Расшифруйте послание

Вернитесь в позицию «Я» (Self). Спросите себя, что чувствуете, в чем сочувствуете каждой части? Что из их посланий было бы важно сохранить?

«У нас от рождения есть субличности, или части. Эти части не воображаемые и не символические. Все это личности, которые существуют как внутренняя семья внутри нас ― и ключ к здоровью и счастью состоит в том, чтобы уважать, понимать и любить каждую из своих частей», — говорит доктор Шварц. Это суть модели внутренних семейных систем (IFS), которая трансформировала психологию на протяжении десятилетий.

Из книги вы узнаете, почему IFS эффективна для восстановления после травм, терапии зависимости и лечения депрессии, и как это новое понимание может радикально изменить нашу жизнь.

Ричард Шварц «Мои разные „я“»
Реклама. www.mann-ivanov-ferber.ru

Семейный и супружеский психотерапевт, сертифицированный IFS-терапевт