Шесть книг о войне. День памяти жертв Холокоста
Освенцим (Польша)
Фото
Unsplash

«Холокост — это не глава книги по истории, — говорит психотерапевт, автор книги „Живу как хочу“ Ирина Гиберманн. — Не один из уроков школьной программы. Это память всей нашей цивилизации. Память, которая остается жить и дает ответы на вопросы. Когда мы читаем книги и интересуемся прошлым, мы способны интенсивней чувствовать настоящее, находить ресурсы в прошлом и дорожить нашим будущим».

Чтобы помнить, к чему может привести человеческая жестокость, мы сделали подборку книг о войне и Холокосте.


Эту книгу Эдит Эгер написала в 90 лет. А когда она попала в Аушвиц, ей было всего 16. Путь к первой книге был долгим, потому что настоящее исцеление пришло спустя десятилетия после окончания войны. 

В лагере Эдит потеряла родителей и любимого человека, ее, едва живую, достали из кучи трупов. В этой книге автор рассказывает не только о том, что происходило с ней и ее сестрой в лагере. Эдит описывает свой путь к внутренней свободе. Только став психологом и начав помогать другим людям, Эдит почувствовала, что груз прошлого больше не мешает ей жить. 

«Выбор» — одна из самых сильных и жизнеутверждающих книг о войне и силе человеческого духа. 

Эдит Ева Эгер «Выбор»
Реклама. www.mann-ivanov-ferber.ru

Историю Анны Франк знают во всем мире. В 13 лет Анна получила в подарок тетрадку, которую вела на протяжении трех последующих лет. В это время ее семья (немецкие евреи) прятались от нацистов. В дневнике Анна описывает происходящее с ней, свои чувства и мысли, которые заботят подростка, вынужденного круглосуточно жить в четырех стенах, не включать свет по вечерам, находить общий язык с другими жителями убежища. 

Графическую версию дневника создали Ари Фольман и Дэвид Полонски, сценарист и художник, номинированные на «Оскар» и получившие множество наград. Эту адаптацию одобрил Фонд Анны Франк, который курирует издания по всему миру.

Иллюстрации передают внешнее сходство героини книги с Анной, есть страницы с прямыми выдержками из дневника. Графическая версия помогает представить происходящее с Анной и ее семьей и еще больше проникнуться этой историей. 

Анна Франк, Ари Фольман, Дэвид Полонски «Дневник Анны Франк»
Реклама. www.mann-ivanov-ferber.ru

В период Второй мировой войны сотни, тысячи людей проявили себя с лучшей стороны. Они помогали, спасали, а порой жертвовали собой. Один из таких примеров — Ирена Сендлер. Будучи польской активисткой Сопротивления, она вывезла 2500 еврейских детей из Варшавского гетто. 

Ирена с товарищами прятала детей под новыми именами в семьях, детских домах. Она спасала жизни, подвергая риску себя. В комиксе описывается, как ей это удавалось. Ирена вывозила детей в ящиках с инструментами (младенцам давали снотворное), под брезентом в кузове грузовика и даже по канализационным системам. 

Каждый такой поступок, безусловно, заслуживает славы. Несмотря на то что Ирена спасла более чем в два раза больше жизней, чем всемирно известный Оскар Шиндлер, ее имя не на слуху. Благодаря этому комиксу о подвиге Ирены узнает больше людей.

Жан-Давид Морван, Давид Эврар, Сервин Трефуэль «Тысячи жизней Ирены Сендлер»
Реклама. www.mann-ivanov-ferber.ru

Пути Эдит Евы Эгер (о ее книге «Выбор» мы рассказывали выше) и Виктора Франкла схожи. Они оба пережили концлагерь, оба стали известными психологами и всю жизнь помогали людям заново обрести себя. 

Однако когда Франкл попал в концлагерь, он уже был опытным психиатром. Скрывая свои намерения от фашистов, Франкл помогал заключенным не пасть духом. Еще до войны он сформулировал теорию о смысле жизни как о главной движущей силе поведения и развития личности. Так получилось, что эту теорию Франкл смог проверить на сотнях заключенных, и она подтвердилась: в концлагере выживали не те, кто был более крепким физически, а те, кто был силен духом. 

Сейчас наработки Франкла помогают людям обретать смысл жизни после трагических событий. И вновь его книга актуальна: она может стать опорой для всех, кто переживает трагедию и кто не понимает, зачем жить дальше. 

Виктор Франкл «Сказать жизни „Да!“»
Реклама. www.bookvoed.ru

Автор Карл Ясперс — немецкий философ, психолог и психиатр. Эту книгу он писал в дни Нюрнбергского процесса над нацистами. Автор исследует вопрос: лежит ли вина за военные преступления на всех немцах? Он говорит о 4 видах виновности: юридической, политической, моральной и метафизической.

Сам Ясперс не поддерживал немецкий режим, угроза ареста постоянно нависала над ним, поэтому ученый писал в стол. Он так и не покинул Германию, он своими глазами наблюдал, как живет и что чувствует немецкое общество. В своей книге Ясперс выступает как философ. Он глубоко погружается в вопрос виновности и предлагает варианты, как народ, напрямую или косвенно повинный в главной трагедии XX века, может заново найти себя и обрести свою идентичность. 

Карл Ясперс «Вопрос о виновности. О политической ответственности Германии»
Реклама. alpinabook.ru

Роман Бернхарда Шлинка, ставший мировым бестселлером. По книге сняли фильм, за роль в котором Кейт Уинслет получила премию «Оскар». 

36-летняя кондукторша Ханна Шмиц заводит роман с 15-летним студентом Михаэлем Бергом. Разница в возрасте не мешает развитию бурной страсти: он прогуливает занятия, а она просит его вслух читать книгу за книгой. Однажды Ханна исчезает, и герои встречаются спустя несколько лет — на судебном процессе над надсмотрщиками Освенцима. На скамье подсудимых Михаэль узнает Ханну… Молодой человек может спасти бывшую возлюбленную, но для этого нужно раскрыть факт, который сама Ханна от всех скрывает. 

Это чувственный, сложный роман о неравной любви, о разнице поколений, о вине за преступления против человечности. Книга рождает сотни вопросов и помогает увидеть, насколько слаб человек в битве с режимом — в любые времена. 

Бернхард Шлинк «Чтец»
Реклама. www.chitai-gorod.ru

«Есть три причины, по которым книги Эдит Эгер и Виктора Франкла и других бывших узников помогают людям.

Первый терапевтический механизм — идентификация: когда человек идентифицирует себя с героем, с которым происходят ужасные события, и таким образом получает право проживать сложные чувства вместе с ним: страх, ужас, печаль, горе.

Второй механизм — когда мы соотносим себя с другими людьми. Допустим, я живу и мне не нравится моя жизнь, мне грустно. Но я читаю про узников концлагеря и понимаю, что вообще-то у меня все в порядке. Речь не о том, что кому-то лучше, а кому-то хуже, но чаще всего возможность соотнести свою жизненную ситуацию с ситуациями других людей является терапевтичной.

Третий механизм: чаще всего авторы дают не только свой опыт, но и рефлексию по поводу него. Он жил в ужасающих условиях и пропустил это через себя — сформулировал идеи, на которые можно опереться. Читатель может взять их себе и тоже сформировать внутреннюю опору» — Анна Бабич, психолог, автор книги «Внутренняя опора».

Ирина Гиберманн
Ирина Гиберманн

Психолог, психотерапевт, супервизор и коуч. Автор книги «Живу как хочу: Принять прошлое и обрести себя в настоящем»

Анна Бабич
Анна Бабич

психолог, автор книги «Внутренняя опора»