alt

Российский психолог Евгений Субботский провел в Ланкастерском университете (Великобритания) серию исследований, в которых пытался понять, как внушение влияет на судьбу человека. Внушали двое: «ведьма», якобы способная наложить добрые или злые чары, и сам экспериментатор, который убеждал, что, манипулируя цифрами на экране компьютера, он может добавить или убавить проблем в жизни человека.

Когда участников исследования спросили, верят ли они, что слова «ведьмы» или действия ученого повлияют на их жизнь, все ответили отрицательно. При этом более 80% отказались экспериментировать с судьбой, когда им обещали несчастья, и более 40% – когда сулили хорошее – так, на всякий случай.

Внушение – как в магическом варианте (женщина-ведьма), так и в современном (цифры на экране) – сработало одинаково. Ученый делает вывод: различия между архаическим и логическим мышлением преувеличены, а техники внушения, применяемые сегодня в рекламе или политике, не сильно изменились с древних времен.