Система Монтессори: 3 отличия от традиционного обучения в школе
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Шесть-семь лет — это возраст исследователя. В нем ребенок всеми органами стремится познавать этот мир и задает множество вопросов. Он похож на гусеничку, которая пожирает все, что встречается на ее пути. Исключение — дети, которых уже перегрузили кружками и языками или испортили гаджетами. Поэтому в таком возрасте ребенку нужно давать возможность экспериментировать, ошибаться, выдвигать гипотезы «а что будет, если» и порой самим находить ответы на поставленные вопросы методом проб и ошибок. 

Эту задачу должна решить именно школа — с помощью уроков на природе, лабораторных экспериментов, научных и творческих погружений, походов, исследований, разъяснения всех интересующих вопросов. Только в этом случае в конце младшей школы вы получите личность, которая способна добывать знания, ставить цели и достигать их, которая задает вопросы и жаждет новых знаний.

В ином случае вы рано или поздно столкнетесь с потерей интереса к учебе и сопротивлением

Надо понимать, что всем подходят разные стили обучения. Один любит экспериментировать, наблюдать, делать выводы. Другой — читать, анализировать, составлять схемы, обобщать информацию. А третьему интересны только те знания, которые он может применить на практике. Кроме того, есть люди с разными способами восприятия информации: визуалы, кинестетики и аудиалы. Но и это еще не все. Задайте себе вопрос: может ли выбранная вами школа учесть не только особенности характера и интересы вашего ребенка, но и его темп получения и обработки информации?

Именно на это направлен «метод научной педагогики», который был предложен известным итальянским ученым Марией Монтессори еще 115 лет назад, но актуален и сегодня. Попадая в специально созданную образовательную и психологически комфортную среду, ребенок расслабляется. Со временем он осознает, что учиться интересно, и берет на себя ответственность за свое образование. У него появляется уверенность, что он сможет все. А если вдруг ошибется, то ругать его не будут — наоборот, у него появится возможность исправить ошибку и лучше понять то, что изучает.

Вот несколько особенностей этой системы.

1. Нет «неинтересных» предметов

Популярный вопрос у родителей: «Что делать, если ребенку не нравится предмет?». Во-первых, нужно помнить, что учителей, которые бы знали все предметы по школьной программе на отлично, единицы на всю страну. Так что в областях, которые ребенку не интересны, вполне можно ограничиться базовым уровнем, достаточным для его взрослой жизни. Во-вторых, нужно учитывать и другие нюансы: возрастные задачи ребенка, его психотип. А также точно знать, в чем дело — в отсутствии интереса к предмету или в конфликте с учителем. 

С другой стороны, даже самый скучный вопрос можно развернуть интересной стороной для ученика. В системе Монтессори обучающая программа выстроена таким образом, что дети понимают межпредметную взаимосвязь, а знания, полученные на одном уроке, применяют на другом. Благодаря этому ученики реже теряют интерес к учебе. 

2. Нет перегруза информацией

Чтобы не перегружать ребенка информацией, учителю важно понимать его возрастные задачи, физиологические особенности, устройство мозга. Уметь наблюдать за поведением ученика и анализировать полученную информацию. В одном и том же возрасте дети воспринимают разный объем информации, поэтому необходим комплексный подход, чтобы понять, какая нагрузка посильна ученику, и постоянно регулировать.

В системе обучения по методу Марии Монтессори у детей есть возможность регулировать время работы и отдыха. Свободное передвижение, удобная поза, комфортная психологическая обстановка, переключение с работы на отдых по необходимости — все это позволяет ребенку осваивать больше информации и не уставать.

3. Нет страха перед оценками

Если внушать ребенку, что пятерка — это хорошо, четверка — нормально, а тройка — плохо, то у него неизбежно возникнет страх ошибаться и пробовать новое. Помимо этого, он может «подсесть» на хорошие отметки и потом стать взрослым-перфекционистом, который постоянно ищет одобрения и боится допустить ошибку. 

Из-за этого в системе Монтессори выставляется только качественная оценка — освоен материал или нет. Гораздо важнее здесь другое: 

  • научить ребенка оценивать свою работу по разным критериям — это помогает ему ставить перед собой еще более сложные задачи, определяет маршрут дальнейшего изучения, зарождает в его голове новые вопросы;

  • приучить его учиться не для оценки, а для удовлетворения собственного интереса — тогда знания перерастут в навыки и останутся с ним навсегда;

  • объяснить, что если возникают сложности, ребенок может попросить помощи — чувствуя поддержку, ребенок будет расти смелым, открытым миру человеком.


Авторы: Анастасия Фещенко и Ярославна Мечковская — основатели и руководители центра инновационного образования «Город Солнца» в г. Сочи