Ваш ребенок чрезмерно внимательно следит за разговором, практически не способен понять речь при фоновом шуме, зависает с ответом, связывая слова? Вам требуются титанические усилия для понимания собеседника? Возможная причина — расстройство развития речи или слуховой обработки. Это не нарушение слуха, а неспособность мозга нормально воспринимать звуки. Мы принимаем сообщение, декодируем его и формируем общий смысл с включением в определенный контекст. Для некоторых это трудоемкая задача.
Ты понимаешь то, что понимают они?
История Алисы
Алиса с детства пыталась понимать и быть понятой. В первом классе учительница заметила, что Алисе трудно следовать просьбам и инструкциям. Она часто переспрашивала и не отвечала на уроке. Когда Алиса говорила, то речь наполнялась междометиями и долгим поиском подходящих слов. Составлять связные предложения было трудно, хотя проблем с произношением отдельных слов не было. Учитель порекомендовала пройти обследование, в результате которого у Алисы диагностировали расстройство развития речи.
Холистический взгляд
О каких бы диагнозах, расстройствах ни шла речь, важен холистический взгляд, то есть целостный. Он совмещает медицинскую модель и социокультурные аспекты, влияние воспитания, образования, времени, учет психоэмоционального состояния и особенностей развития.
Международная классификация болезней (МКБ-11) относит расстройства развития языка или речи к расстройствам нейропсихического развития и характеризует их проблемами в понимании и/или использовании языка (речи).
Люди с языковым расстройством имеют нормотипичный слух и интеллект.
Расстройства устной речи делят на…
экспрессивное, когда понимание сохранно, а нарушен процесс говорения, составления фраз, очень простая речь,
и импрессивное (или рецептивное) — здесь нарушено понимание речи на слух.
Разница между импрессивной и экспрессивной речью сводится к пониманию услышанного и личного высказывания. Расстройства рецептивной и экспрессивной речи обычно сочетаются и влияют одно на другое.
«Он как будто не знает, что ему делать с тем, что он слышит»
Так делится мама своим наблюдением о сыне на диагностике. Нас действительно могут удивлять дети, не способные к пониманию повседневной речи при наличии хорошего слуха.
В последнее время все больше внимания уделяется еще одному «тихому» расстройству, входящему в группу расстройств языка и речи.
Auditory processing disorder (APD)— расстройство слуховой обработки или также известное как расстройство центральной слуховой обработки (CAPD).
Это нейропсихическое расстройство. Оно описывает состояние, влияющее на способность мозга фильтровать, интерпретировать звуки, понимать речь. Расстройство слуховой обработки приводит к тому, что уши и мозг не синхронизированы. Такое несоответствие вызывает ряд проблем — трудности с различением звуков, с прослушиванием в шумной обстановке, с запоминанием последовательности произнесенных слов.
Этот диагноз часто упускается из виду, неправильно понимается и может проявляться у 3-5% детей.
Как выглядит ребенок с APD
Не запоминает имена.
Кажется «хронически рассеянным».
Имеет проблемы с выполнением пошаговых инструкций.
Испытывает повышенное внимание к мимике, визуальным подсказкам.
Плохо различает схожие по звучанию звуки и слова.
Не определяет, откуда исходит звук (локализация).
Заметна явная задержка в ответе на вопросы собеседника.
Не разбирает речь в фоновом шуме, не откликается на имя.
APD обычно диагностируют в детском и подростковом возрасте. Невыявленные ранее симптомы могут объяснить теперь ваши трудности с пониманием языка и общением.
«Включите субтитры»
Взрослые люди с APD шутят, что хотели бы иметь субтитры под речью. Ведь шумная обстановка трансформирует речь собеседника в странный набор слов.
Диагностика нарушений слуховой обработки
Фундаментальный вклад в исследование речевых расстройств внесла российский медик и педагог, профессор Наталия Николаевна Трауготт, установив наличие нарушения формирования условных реакций на звуки — замыкательной акупатии. Этот феномен ведет к проблеме декодирования речи, воспринимаемой на слух.
Сейчас все еще не существует всемирно признанного «золотого стандарта» для APD.
Расстройство охватывает ряд клинических проявлений, а термин APD используется как обобщающий «зонтичный» для людей с «трудностями слуха и понимания речи».
Диагностика APD требует комплексного подхода и участия мультидисциплинарной команды специалистов. Аудиологи используют определенный набор тестов на слух в поиске проблемных зон. Например, проводят диагностику аспекта «фигура-фон». Это как раз способность распознавать звуковой поток на фоне окружающего шума.
Родители, чьим детям было диагностировано расстройство, отмечали главный признак — улучшение поведения ребенка в спокойной атмосфере без шума.
Другие особенности
Дети с языковым расстройством могут иметь сопутствующие диагнозы, такие как расстройство аутистического спектра (РАС), дислексия, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Эксперты считают, что большая часть людей с APD имеют СДВГ.
APD указывает на проблему сенсорной обработки, приводящей к дефициту внимания.
Люди с РАС () имеют нарушение диалоговой речи, обладают буквальным восприятием и недостаточным пониманием подтекста речи, страдают от сенсорной перегрузки.
Иногда расстройство слуховой обработки называют «слуховой дислексией» из-за схожести состояний в избирательной неспособности овладеть речевыми навыками при хорошем слухе и зрении.
Как относиться к расстройству слуховой обработки
Принятие нейропсихических особенностей — как «выход за рамки алгоритма» в воспитании детей. Ребенок может стремиться избегать речевой практики из-за быстрой утомляемости в попытках следовать за разговором.
Помощь ребенку с нарушением речи и языка должна быть вплетена в повседневную жизнь семьи.
Лечение APD состоит в обучении навыкам реорганизации жизни и улучшении того, как мозг обрабатывает звуковую информацию.
Нейроречевой терапевт проводит мероприятия по улучшению слуха, концентрации внимания и слуховой памяти. Это называется тренингом слуха. Психолог, ориентированный на диалоговый подход, развивает свободное говорение и интерпретацию речи в ходе практических занятий.
Простые советы, как помочь человеку с расстройством слуховой обработки
Убедитесь, что собеседник замечает ваше обращение к нему.
При необходимости перефразируйте предложения.
Будьте ясны и прямолинейны в общении.
Не говорите длинными предложениями или слишком быстро.
Дайте дополнительное время на обработку информации и ответ.
Объясняйте заранее, что должно произойти.
По возможности обеспечьте отсутствие фонового шума.
Будьте поддерживающим и подбадривающим.
Кроме коммуникативных трудностей, APD часто сопровождается тревожно-подавленным психоэмоциональным состоянием, проблемами с поведением в школе и детском саду, чувством смущения и низкой самооценкой, академическими трудностями. Дети могут обороняться, сдаваться или терять интерес.
Психологическое благополучие людей с нарушениями языка и речи нуждается в инклюзивном внимании и всесторонней поддержке.
