Как выявить проблемы в развитии ребенка: 3 основных правила

Кадр из фильма «Трудный ребенок» (1990 год)

Фото

«Кинопоиск»

Ваш пятилетний сын признается, что по вечерам видит страшного монстра в углу комнаты. Дочь-третьеклассница не расстается с любимой игрушкой и носит ее даже в школу. Подросток подолгу сидит, замерев и уставившись в одну точку, и не общается со сверстниками…

Что это: особенности нервной системы, характера или симптом серьезного психического нарушения? И когда начать беспокоиться?

Многим родителям бывает трудно пойти с этими вопросами к специалисту: если психиатр подтвердит реальность проблемы, придется не только перестраивать жизнь и пересматривать планы на будущее, но и столкнуться с собственными страхами (чаще всего — социального отвержения) или чувством вины…

Как заметить проблему

Если некоторые явные нарушения, вроде тиков или заикания, трудно игнорировать, то во многих других случаях взрослым спокойнее не придавать значения странностям в поведении ребенка, потому что хочется верить, что все само пройдет и на самом деле он здоров.

Однако вовремя найти проблему — значит сделать первый шаг к ее решению, ведь мозг маленького ребенка пластичен, способен учиться и имеет большой адаптивный ресурс

Дети с проблемами психического здоровья, как показало недавнее масштабное исследование, подвергаются большему риску социальной изоляции, низкого уровня образования, финансовых трудностей и употребления тяжелых психоактивных веществ, а также они с большей вероятностью будут иметь в дальнейшем плохое самочувствие (физическое и психическое). И наоборот, ранняя диагностика позволит скорректировать многие нарушения развития. Но их не определить на глазок самим, здесь стоит проконсультироваться со специалистом.

1. Учитывайте возраст

«Проявления болезни внешне часто неотличимы от индивидуальных особенностей, — замечает детский психиатр Инна Марголина, — все дело в выраженности этих черт, в их влиянии на качество жизни ребенка. Если дошкольник утверждает, что видит монстров и (или) слышит их голоса, можно предположить, что у него богатое воображение, но эти же идеи могут быть и тревожным признаком, особенно если фантазирование теряет произвольность и ребенок видит нечто необычное в самых разных местах и в любое время».

Еще пример: у двухлетнего ребенка, который отрывает крылышки у бабочки, врач вряд ли заподозрит социо­патию, поскольку в этом возрасте исследовательский интерес может преобладать над чувством жалости. А вот проявления жестокости у школьника, особенно когда он бьет младших или причиняет боль исподтишка, с выражением удовольствия, может говорить о садистической наклонности, искажении влечения или о детской шизофрении.

2. Обращайтесь за обратной связью

«Приглядитесь, насколько ребенок способен переключаться, сбалансированы ли его занятия и увлечения, — подсказывает Инна Марголина. — Не мешают ли ему его особенные качества (скажем, выраженная медлительность, неряшливость, гипер­активность или замкнутость) в повседневной жизни, в учебе, в общении со сверстниками? Успевает ли он за темпом класса в школе? Прислушайтесь к мнению учителя, тренера, внеклассного педагога, сверстников. Обратная связь внешнего мира не всегда объективна, но и полностью игнорировать ее не следует».

3. Выстраивайте доверительные отношения

«Ваш контакт с ребенком и интерес к его жизни будет иметь особое значение в подростковом возрасте, — продолжает детский психиатр, — потому что в это время многие дети предпочитают скрывать от взрослых свои проблемы и тогда же начинается большинство психиатрических заболеваний, включая депрессию, шизофрению, биполярное расстройство. Только если у подростка есть опыт близких безопасных отношений, он сможет признаться вам в том, что его беспокоит и кажется стыдным или страшным. Это поможет, если необходимо, вовремя начать лечение, предотвратить или затормозить развитие заболевания».

Как принять болезнь ребенка

Задержка психического развития, СДВГ, тревожно-депрессивное расстройство… Какой бы диагноз ни поставили ребенку врачи, его индивидуальность этим не определяется — в ней еще много другого, здорового. «У каждого особенного ребенка есть свои достоинства, которые способны компенсировать многие проблемы, — объясняет возрастной психолог Галия Нигметжанова. — Причем сильные стороны нередко оказываются оборотной стороной нарушений».

Мальчик с расстройством аутистического спектра не идет на контакт, зато считает быстрее всех в классе и знает столицы всех стран мира. А девочке с СДВГ трудно усидеть за учебником дома, но она настолько общительная и деятельная, что объединяет весь класс и успевает на несколько разных секций.

«Лучшее, что могут сделать родители для своего особенного сына или дочери, — принять его (ее) уникальную природную данность и помочь выстроить собственную траекторию развития, — заключает Галия Нигметжанова. — Когда мы видим ребенка во всей его целостности, мы сосредоточены не на конкретных симптомах, а на стремлении облегчить его страдания, сделать жизнь лучше, счастливее».

Обращаясь к здоровому в ребенке, мы не множим его комплексы, а вместе радуемся преодолению трудностей, любому позитивному изменению и новому опыту.

Как выявить проблемы в развитии ребенка: 3 основных правила

Кадр из фильма «Трудный ребенок» (1990 год)

Фото

«Кинопоиск»

Этапы развития

В помощь родителям мы вместе с Инной Марголиной составили четыре таблицы, в которых перечислены характерные черты поведения детей в разном возрасте.

Ранний возраст (0–3 года)

Норма

  • Речь: гуление (гласные и невыраженные согласные, вокализация — повторение одинаковых звуков) с 2 месяцев, лепет (слоги) с 6 месяцев, к 1 году — отдельные короткие слова. После 2 лет смысл сказанного ребенком должен быть понятен. В 3 года ребенок прислушивается к речи взрослых.

  • Эмоции: с первых недель хороший тактильный контакт, с 6 месяцев — стойкий зрительный контакт. К 8 месяцам — четкая реакция на обращение по имени (поворачивает голову и смотрит). До 2 лет не строит сюжетную игру с другими детьми, но начинает взаимодействовать. С 2 лет может испытывать страхи. Может проявлять агрессию, немотивированную с точки зрения взрослого (ударить или укусить без причины).

Обратить внимание

  • Речь: ребенок молчит или говорит очень мало. В 2 года произносит только слоги, разговаривает «на птичьем языке» или цитатами из мультфильмов или рекламы, речь не адресована другим, не служит средством общения.

  • Эмоции: избегает тактильного контакта, выгибается на руках у матери при кормлении, отводит взгляд, не смотрит в глаза. С 1,5 лет — внезапное нарушение сна, потеря аппетита, частые капризы, излишняя активность, совершает стереотипные движения, перестает говорить слова (регресс речевого развития), теряет интерес к игрушкам.

Дошкольники (3–7 лет)

Норма

  • Умеет играть с другими детьми, общается, взаимодействует с ними, понимает правила простых игр.

  • Не способен сдерживать эмоции, до 5 лет может отнять понравившуюся игрушку, проявляет импульсивную агрессию, выражая несогласие с чем-то.

  • Не умеет завязывать шнурки, с трудом застегивает пуговицы.

  • В 4 года может усидеть на месте 20–25 минут, к 7 годам — до 40 минут.

  • Если среди игрушек оказываются неигровые предметы, он использует их как игровые — строит поезд из веревок и палок, делает куклу из тряпок.

  • До 7 лет страхи — нормальное явление. С 3 лет ребенок уже может сказать, чего боится и почему (темноты, монстра).

Обратить внимание

  • Ребенок не играет, а манипулирует предметами, бесцельно потряхивает их и крутит.

  • Признается, что не просто боится монстра, а точно его видит, и показывает, где именно.

  • Увлекается исключительно абстрактными вещами — цифрами, буквами, схемами, строением Солнечной системы, его трудно переключить на что-то другое.

  • В 6 лет проявляет немотивированную агрессию, может ударить или укусить без причины.

Подростки (11–18)

Норма

  • Слишком много общается, отношения со сверстниками важнее учебы.

  • У него частые колебания настроения, чувствительность, плаксивость, вспышки гнева.

  • Недоволен своей внешностью.

  • 18-летний подросток делает татуировки и пирсинг (в меру) как дань моде.

  • На фоне интенсивного роста возможно ухудшение памяти и внимания и снижение успеваемости.

Обратить внимание

  • Подросток отказывается от общения и посещения публичных мест.

  • Надолго уходит в себя, постоянно (более 2 недель) в подавленном состоянии, признается, что слышит голоса в голове.

  • Делает порезы на теле, множественный пирсинг.

  • Резко ограничивает себя в питании или, напротив, переедает с дальнейшей попыткой вызвать рвоту.

Инна Марголина
Инна Марголина

Детский психиатр

Галия Нигметжанова

Возрастной психолог