Смертоносные тренинги: как псевдопсихологи заманивают в секты и доводят учеников до самоубийства
Фото
Кадр из фильма «Бикрам: Йог, гуру, хищник» (2019)

Все эти истории о самоубийствах после тренингов кажутся нам очень далекими. Конечно, ведь в привычной жизни мы основываемся на скептическом мышлении, и нам кажется, что уж нас-то угроза обязательно минует. Реклама «психологических тренингов» буквально повсюду: на сайтах, в социальных сетях, на досках объявлений и даже в подземных переходах иногда можно услышать красивую звуковую дорожку, в которой девушка с приятным голосом предлагает «посетить тренинговый центр и исцелить свою душу».

К сожалению, большинство таких «гуру» не намереваются помочь клиентам. Создав красивую картинку, они воздействуют на людей так, чтобы те как можно дольше оставались на их тренингах. «Псевдокоучей» интересуют далеко не ваши проблемы, а деньги. 

История Русланы Коршуновой 

Трагическая история о судьбе русской модели всколыхнула общество. Летом 2008 года 20-летняя Коршунова выбросилась из окна своей квартиры в Нью-Йорке. На тот момент она уже была успешной и востребованной моделью.

Почему девушка решила свести счеты с жизнью? Предположений много, однако самое распространенное — глубокая травма после сеансов «психотерапии». Ведь зимой того же года она проходила терапию в так называемом тренинговом центре под названием «Роза Мира». По словам исследователей, Руслана Коршунова посещала столичный центр личностного развития около трех месяцев, а после вернулась в Америку. Тогда, буквально незадолго до самоубийства, она написала: «Я совсем потерялась. Найду ли я себя когда-нибудь?»

История Елены Костюченко

Как только о смерти Русланы Коршуновой стало известно в СМИ, журналистка Елена Костюченко начала свое собственное расследование. У нее была цель вступить в «Розу Мира» и проверить психологический тренинг на себе. Очень скоро задумка пошла не по плану.

Девушка шла туда, не опасаясь за свое здоровье, скептически относясь к происходящему. Но уже спустя месяц «терапии» у Елены началась депрессия, после чего ее госпитализировали в психиатрическую клинику. Лишь спустя одиннадцать лет она нашла в себе силы рассказать свою историю.

На тренингах она чувствовала себя очень странно: «Я списывала это на то, что невозможно слушать белиберду шесть часов подряд». Уже на следующий день она почувствовала, что вся эта затея не приведет ни к чему хорошему, но продолжила посещать тренинги. «Помню, как я лежала на полу и плакала. И плакали рядом».

Тренер унижал девушку за то, что она не могла или не хотела выполнять задания. Все это свело журналистку с ума: у нее появилось много страхов и фобий, которые отравляли ей жизнь. Мысль о самоубийстве стала для нее спасительным светом, но, к счастью, девушку успели спасти. 

Почему люди идут к псевдопсихологам

Ужасные истории, но, тем не менее, не для всех они служат уроком. Люди продолжают ходить на тренинги личностного роста и травмировать себя. Для некоторых такие секты, возможно, остаются последней надеждой. Почему? Ведь в городах много профессиональных психотерапевтов, которые не настроены навредить!

Все так, но руководители этих сект умеют ловко запудрить мозги. Среди так называемых «гуру» есть опытные манипуляторы, которые умеют направить подопечных по заданной траектории мышления. И тот, кто однажды пришел к ним, уже вряд ли сойдет с этой дороги.

Исследователи утверждают, что секта действует как наркотик. Проблемы начинаются, когда ученики уходят из нее: тренинги становятся для них яркой жизнью, а уходят они в пустоту.

Псевдопсихологи умеют воздействовать: они знают, на какие точки нужно надавить, чтобы подчинить себе жертву. Коучи тренинговых центров подавляют рациональное мышление человека, работают с его эмоциональными реакциями. Чтобы он не мог трезво обдумать предлагаемые ему постулаты, в ход идет метод под названием «эффект присутствия». Заключается он в том, что человека стараются постоянно держать в поле зрения, внушая ему при этом те или иные установки и убеждения. В некоторых сектах даже распространяют наркотики под видом лекарств или в преподносимой пище. 

Признаки того, что пора бежать 

Вас настойчиво в чем-то убеждают

Многие люди, вырастая, все еще ждут всесильную и заботливую родительскую фигуру — авторитет, который подскажет, как правильно и как неправильно. Особенно в трудные времена, в кризис, очень хочется верить, что есть те, кто знает «правду».

И поклонники псевдопсихологов и прочих гуру стараются уверовать в эту правду, пусть даже через слезы и страдания. Ну а манипуляторы ловко пользуются слабостью своих жертв — требуют, заверяют, внушают. Настоящая терапия так не работает — всегда помните об этом! Профессиональный психолог не убеждает клиента, он лишь дает подсказки, которые помогают человеку самому найти ответы на все вопросы и проработать травмы. 

Вы испытываете много негативных эмоций, к вам применяют насилие (психологическое или физическое)

Когда на сеансах терапии человек сам доходит до острых тем (например, осознает, что родители были жестоки и несправедливы или партнер был абьюзером), он может испытывать негативные эмоции, и это нормально, потому что так выстраивается путь осознания и принятия проблемы, этап проживания травмы.

В сектах и подобных системах все работает иначе: их лидеры могут унизить своих подопечных, напрямую оскорбить или обсудить. Например, если человек не выполнил какое-то задание, его называют неудачником и слабаком. Прессинг и манипуляции продолжаются до тех пор, пока ученик не пересиливает себя и не выполняет навязанное задание.

Например, муж Лолиты Милявской испытал такое отношение на себе: «Они (психологи) могли послать тебя на три буквы при аудитории 150 человек. Задание — это, к примеру, привести на тренинги шесть человек, ты должен это сделать. Если я им что-то должен — это уже манипуляция. Я чувствовал там прессинг, когда меня чуть ли не ногами подталкивали выполнять эти задания».

Подобные действия ломают человека, заставляют его поверить в то, что «все уже безнадежно, пути к нормальной жизни нет. Уж если психолог сказал мне об этом, значит, так и есть». 

Ваше психологическое состояние ухудшается

Если на тренинге по отношению к вам или другим участникам применяется насилие, вас унижают или угрожают вам, значит, пора бить тревогу и спасать себя. Но и в менее критических ситуациях могут быть признаки того, что тренинг как минимум бесполезен, а в худшем случае принесет вам вред.

Есть общее правило: если клиент чувствует, что прогресса в терапии нет, и хочет закончить сеансы, психотерапевт не имеет права заставлять его остаться. Даже в ситуациях, когда сопротивление — часть психотерапевтического процесса, терапевт не вправе давить на него.

Когда поведение «тренеров» доставляет дискомфорт, стоит задуматься над тем, действительно ли эти люди хотят помочь вам, а не навредить. Трезво оценивайте свое самочувствие: если вам плохо, это не значит, что нужно терпеть. Это тревожный звоночек, предупреждающий нас о том, что что-то идет не так.

Психолог не объясняет свои действия

Все-таки психология — это наука, и ее процессы объясняются с научной точки зрения. Суть терапии должна быть аргументирована; профессиональный психолог, который честно выполняет свою работу, никогда не скажет, что «это задание помогло тысячам людей до вас, и вам оно обязательно поможет», не станет уверять вас в том, что «так нужно, чтобы небесные силы услышали вас и исцелили вашу душу». Все это никогда не будет гарантом прогресса вашей терапии. 

Илья Ахмедов (Jason Green)
Илья Ахмедов (Jason Green)

Психолог, сексолог, коуч

Личный сайт