Что такое soft skills и кому они нужны
Вне зависимости от должности или направления работы нам регулярно приходится работать в команде, общаться с руководителями, сотрудниками других отделов, клиентами или партнерами.
Цели коммуникации и роль в ней собеседника могут быть разными, вы же должны грамотно передавать информацию, аргументировать свою точку зрения, критически оценивать чужое мнение и контраргументы в ходе диалога. Поэтому любой формат коммуникации требует определенных навыков и умений работы со входящей и исходящей информацией — все они входят в разряд soft skills, или «мягких навыков».
В конечном счете они нужны и адвокату, защищающему интересы своего клиента, и руководителю, который хочет добиться расположения своих подчиненных, и IT-специалисту, который регулярно общается с сотрудниками других отделов компании. «Мягкие навыки» нужны всем, кто общается с людьми.
Почему soft skills помогают быстрее расти в должности
Ответ прост: руководителям проще обучить вас недостающим прикладным навыкам (их еще называют «hard skills»), чем прокачивать «мягкие», которые развивать гораздо сложнее.
Человек с развитыми «софтами» в разы быстрее обучается и усваивает новые знания, что на сегодняшний день является одним их ключевых преимуществ при подборе персонала рекрутерами.
При этом развитые soft skills не теряют своей актуальности вне зависимости от должности и статуса, а их наличие на старте карьеры позволяет развиваться быстрее.
Во-первых, такие «мягкие» навыки, как адаптивность, саморегуляция, ответственность и любознательность, позволяют избегать барьеров в коммуникации с коллегами или руководителями и одновременно с этим экономить время на развитие hard skills.
Сотрудники, которые легко адаптируются к новому коллективу или рынку, обладают любознательностью и саморегуляцией, быстрее налаживают коммуникацию внутри коллектива и учатся новому.
Естественно, с точки зрения работодателя это экономия средств, времени и нервов на адаптацию сотрудника и решение конфликтов
Во-вторых, одних прикладных навыков недостаточно для получения должности руководителя, которая в 99,9% случае подразумевает у кандидата наличие развитого управленческого потенциала, критического мышления и эмоционального интеллекта, которые в дальнейшем будут применяться для: приобретения авторитета среди подчиненных, стратегического планирования, минимизации рисков, управления конфликтами и других задач, не прописанных в должностной инструкции обязанностей управленца.
В-третьих,
Как развить soft skills
1. Тренинги и коучинг
Спрос рождает предложение, поэтому сегодня у каждого есть возможность бесплатно посетить тренинги или вебинары по развитию «мягких навыков». Альтернативный вариант — услуги коуча или тренера по личностному росту, ими часто пользуются предприниматели и руководители, которые стремятся к завоеванию авторитета и развитию лидерских качеств.
2. Литература
В книгах часто можно найти разборы реальных кейсов и чужих примеров о том, как «надо» и «не надо». Из плюсов: вы выступаете сторонним «наблюдателем» и учитесь на чужих ошибках, проживаете ситуации, не будучи их участником.
3. Наблюдения за другими
Анализируйте и изучайте не только себя, но и поведение окружающих. Внимательно относитесь к обратной связи, которую они дают, и делайте выводы из того, что происходит непосредственно перед вашими глазами, чтобы не наступить на чужие грабли.
4. Практика
Ни одно знание, полученное из книги или коуч-сессии с тренером, не усвоится, если не применять его в реальной жизни. Ищите возможность тренировать свои soft skills на работе, в коммуникации с родными и близкими, применяйте полученные извне знания при любой удобной возможности. Только так у вас получится прокачать «мягкие навыки».
Основатель IT-платформы по оценке гибких навыков SkillCode