Елена Сивкова
Филолог, психолог, редактор сайта Psychologies.ru
Татуировка помогает излечить психологические травмы?

Татуировки могут нести в себе совершенно разный смысл. С давних времен они были принадлежностью и своеобразным «кодом» различных социальных групп, от циркачей до байкеров и рок-музыкантов, а для кого-то это еще один способ самовыражения. Но есть и те, для кого рисунки на теле — это своего рода терапия, помогающая вылечиться и восстановиться от травматического прошлого.

«Человек делает тату, чтобы рассказать историю. Шея, палец, лодыжка, лицо… На эти местах мы, люди, рассказываем наши истории испокон веков», — пишет Роберт Баркман, почетный профессор Спрингфилдского колледжа.

«Лечебная процедура»

Нанесение на кожу перманентных изображений — древнее искусство, и самый старый из известных нам людей с тату жил более 5000 лет назад. Благодаря тому, что умер он в Альпах и оказался во льдах, его мумия хорошо сохранилась — в том числе можно хорошо рассмотреть нанесенные на кожу татуированные линии.

Их смысл угадать сложно, но, по одной из версий, это было что-то вроде акупунктуры — таким образом Ледяному Человеку Еци лечили дегенерацию суставов и позвоночника. На сегодняшний день тату продолжает нести лечебный эффект, помогая, пожалуй, в исцелении души.

Тату — это очень личное

Большинство людей набивают их, чтобы рассказать свою историю — о боли, триумфе либо препятствиях, с которыми им пришлось сталкиваться и преодолевать в своей жизни. Татуировки в виде точки с запятой, звезд и перьев рассказывают о прошлых трудностях, надеждах на будущее и свободе выбора.

«Любимая большинством людей миниатюрная звезда означает правду, духовность и надежду и, в некоторых случаях, говорит о вере. Как всем нам известно, звезды излучают свет в космосе, в бесконечной тьме. Похоже, что они ведут своего обладателя по неизведанным путям. У них есть все, что нужно людям, и потому стали такой излюбленной темой для татуировок», — считает Баркман.

Выбирая жизнь

Некоторые тату несут в себе гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Миниатюрный символ — точка с запятой — может говорить о серьезной ситуации в жизни человека и трудности выбора, перед которым он оказался. «Этот знак препинания обозначает паузу, обычно между двумя главными предложениями, — напоминает Баркман. — Такая пауза более значима, чем та, которую дает запятая. То есть автор мог бы решить закончить предложение, но выбрал взять паузу и потом написать продолжение. По аналогии, точка с запятой как тату-символ говорит о паузе в жизни того, кто хотел покончить с собой».

Вместо того чтобы совершить суицид, люди выбрали жизнь — и такая татуировка говорит об их выборе, о том, что всегда возможно начать новую главу

Всегда можно поверить в перемены — даже тогда, когда, кажется, просто некуда свернуть. Так маленькая татуировка стала глобальным символом того, что человек может дать себе паузу в жизни, но не ставить точку. Именно эта идея легла в основу одного из международных интернет-проектов.

С убеждением, что суицид принципиально неприемлем, созданный в 2013 году проект «Точка с запятой» вносит свой вклад в сокращение числа самоубийств в мире. Проект объединяет людей в интернациональное сообщество и предоставляет им доступ к важной информации и полезным ресурсам.

Организаторы верят, что самоубийство можно предотвратить, и коллективная ответственность за его предотвращение лежит на каждом жителе планеты. Движение ставит целью объединить людей — вдохнуть друг в друга энергию и веру в то, что все мы можем преодолеть препятствия, с которыми сталкиваемся, независимо от их масштаба. Тату в виде точки с запятой иногда также наносят в память о близких, которые покончили с собой.

Татуировка помогает излечить психологические травмы?

«Якорь» — напоминание о важном

В других случаях сам факт нанесения татуировки может означать новую главу в персональной истории человека. Например, одна из дорогих реабилитационных клинк в Чанг-Мае (Тайланд) рекомендует тем, кто прошел полный курс восстановления, нанести татуировку — как символ и постоянное напоминание об избавлении от опасной зависимости. Такой «якорь» помогает человеку присвоить победу над недугом. Постоянно находясь на теле, он напоминает о том, как важно остановиться и удержать себя в опасный момент.

Проект «Новолуние»

Другой арт-терапевтический проект с использованием татуировок помогает людям буквально написать на теле новую страницу после старых травм. Признанный специалист по лечению травмы Роберт Мюллер, профессор психологии из Йоркского университета, рассказывает о своей студентке Виктории, которая в юности наносила себе повреждения.

«Похоже, проблемы с психическим равновесием у меня были всю жизнь, — признается она. — Даже совсем в детстве я часто грустила и пряталась от людей. Помню, что на меня накатывала такая тоска и ненависть к себе, что казалось просто необходимым как-то это выпустить».

С 12 лет Виктория начала причинять себе вред. Самоповреждение, пишет Мюллер, может принимать различные формы, такие как порезы, ожоги, царапанье или что-то еще. Таких людей довольно много. И большинство, вырастая и меняя свою жизнь и отношение к своему телу, хотели бы закрыть шрамы как следы неприятного прошлого.

Художник Николай Панделидес три года работал татуировщиком. В интервью ресурсу The Trauma and Mental Health Report он делится своим опытом. К нему за помощью все чаще обращались люди с личными проблемами, и Николай понял, что пора что-то сделать именно для них: «Очень многие клиенты приходили ко мне за татуировками для маскировки шрамов. Я понял, что в этом есть необходимость, что для людей должно быть безопасное пространство, чтобы они чувствовали себя комфортно и могли при желании рассказать о том, что с ними происходило».

Именно тогда в мае 2018 года появился проект «Новолуние» (Project New Moon) — некоммерческая тату-служба для людей, у которых остались шрамы от самоповреждений. Николай получает положительные отклики от людей со всего мира, что свидетельствует о востребованности подобного проекта. Поначалу художник оплачивал расходы из своего кармана, однако сейчас, когда появляется все больше желающих прийти и получить помощь, проект ищет финансирование через краудфандинговую платформу.

К сожалению, тема самоповреждений для многих несет на себе клеймо позора. В частности, люди воспринимают такие шрамы с осуждением и плохо относятся к тем, кто их носит. У Николая есть клиенты с похожей историей, как у Виктории. Борясь с невыносимыми чувствами, они наносили себе повреждения в подростковом возрасте.

Спустя годы эти люди приходят для того, чтобы сделать татуировки, скрывающие шрамы

Одна женщина объясняет: «На эту тему очень много предубеждений. Многие видят людей в нашей ситуации и думают, что мы просто ищем внимания, а это огромная проблема, потому что тогда мы не получаем необходимой помощи…»

Причины, по которым люди выбирают самоповреждение, сложны и могут быть трудны для понимания, пишет Роберт Мюллер. Однако обычно считается, что такое поведение — это способ освободиться или отвлечься от давящей эмоциональной боли и гнева или «вернуть себе чувство контроля».

Клиентка Николая рассказывает, что глубоко сожалеет и раскаивается в том, что с собой делала: «Я хочу сделать татуировку, чтобы скрыть мои шрамы, потому что переживаю глубокий стыд и вину за то, что сделала с собой… Становясь все старше, я смотрю на свои шрамы со смущением. Пыталась маскировать их браслетами — но браслеты приходилось снимать, а шрамы оставались на руках».

Женщина объясняет, что ее татуировка символизирует рост и изменения к лучшему, помогла ей простить себя и служит напоминанием о том, что, несмотря на всю мучившую боль, женщина еще может превратить свою жизнь во что-то прекрасное. Для многих это так, например, к Николаю приходят люди с разным прошлым — кто-то страдал зависимостью от веществ, и на руках остались следы, напоминающие о темных временах.

Превращение шрамов в красивые рисунки на коже помогает людям избавиться от чувства стыда и бессилия

Кроме того, это позволяет ощутить контроль над своим телом и жизнью в целом и даже предотвратить самоповреждения в случае повторения приступов болезни. «Я думаю, что часть этого исцеления также заключается в том, чтобы чувствовать себя одинаково прекрасным, обновленным и снаружи, и внутри», — комментирует художник.

Английскому священнику Джону Уотсону, который на рубеже XIX и XX веков публиковался под псевдонимом Йен Макларен, приписывается цитата: «Будь милосерден, ибо каждый человек ведет тяжелую битву». Встречая кого-то с рисунком на коже, мы не можем судить и не всегда знаем, о какой главе жизни это рассказывает. Возможно, нам следует помнить: за каждой татуировкой могут скрываться близкие всем нам человеческие переживания — отчаяние и надежда, боль и радость, гнев и любовь.