Темный туризм: 5 причин, почему нас тянет в Чернобыль и Аушвиц
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Темный туризм

Так называют практику посещения мест, связанных со смертью, страданием и трагедиями. От бараков Аушвица до покинутых городов, пораженных ядерной катастрофой, темный туризм привлекает тех, кто ищет острых ощущений или… понимания сути человеческой истории за пределами картинных маршрутов.

Такое любопытство — точно не продукт современной «извращенной» эпохи. Людям всегда было свойственно испытывать влечение к местам, где происходили трагические и мрачные события. Это стремление укоренено в глубинных слоях сознания, где страх и любопытство переплетаются, вызывая неодолимое желание столкнуться с темной стороной реальности.

В последние десятилетия интерес к таким местам вырос до масштабов глобального явления

Дело и в доступности информации, и в растущем желании (и возможности) испытывать эмоции, выходящие за рамки нормальной повседневности. 

Но почему некоторые из нас более остальных чувствуют необходимость лично посетить места, где история буквально написана кровью и слезами? Как это стремление совмещается с уважением к памяти жертв? И что это говорит о нас как о цивилизации?

В этой статье по следам табу-тока «Почему нам нравятся подонки? Преступники-иконы», который прошел в Центре толерантности Еврейского музея, эксперты Центра погружаются в неоднозначный мир темного туризма, исследуя не столько историю, сколько мотивацию посетителей и этические дилеммы, которых тут предостаточно. 

«Мне нельзя, но можно»: психология темного туризма

Человек — существо сложное, а значит, однозначного ответа на вопрос «почему?» не будет. И это не может не радовать. В основе исследования темных уголков человеческой истории — будь то темный туризм, интерес к маньякам и тру-крайм — мы обнаруживаем запутанную сеть мотиваций.

1. Изучение прошлого человечества

Начнем с объяснения рационального и даже несколько светлого. Посещение мест, омраченных трагедиями, для многих из нас — это способ изучить собственное прошлое и культурное наследие. Как археологи-любители, вооруженные лишь лопатой любопытства, мы стремимся раскопать неприглядные истории, чтобы понять, как эти события сформировали современное общество.

Изучение учебников и просмотр документальных фильмов не могут сравниться с физическим присутствием на месте событий

Это как разница между чтением о буре и нахождением в ее эпицентре; прямой контакт с историей позволяет глубже проникнуть в ее суть. А еще такое путешествие во времени дает возможность увидеть, насколько далеко мы продвинулись. Или, возможно, насколько мало. Выводы здесь каждый делает сам в зависимости от места раскопок.

2. Поиск эмоционального резонанса

Темный туризм однозначно вызывает сильные эмоции. Такие места позволяют нам почувствовать эхо боли, страха, а иногда и героизма. Кому что необходимо в этот момент. Такое эмоциональное погружение может служить формой глубокой эмпатии и соединения с прошлым.

Многие из нас ведут достаточно упорядоченный образ жизни, где редко приходится сталкиваться с сильными эмоциями, а мозг — этот хитрый орган — нуждается в них, чтобы ощущать полноту жизни.

3. Исследование человеческой натуры

Третий блок сложных причин связан с нашей человеческой натурой и ее гранями. Темный туризм позволяет заглянуть в такие же темные уголки человеческого, исследовать причины и последствия самых ужасных и самых потрясающих поступков людей. Буквально черное зеркало, в котором отражается как способность человека к великому злу, так и его невероятная стойкость и способность к прощению.

Нам всем в определенный момент развития необходимо понимание, как люди могут пережить невыносимое и продолжать жить дальше. Многие стремятся в места трагедий в поисках личного преображения. Посещение таких мест — самое мощное напоминание о краткости жизни и важности каждого момента. Здесь вы начинаете ценить жизнь и близких, переосмысливая свои ценности и приоритеты.

4. Потребность в сопричастности

Еще одна значимая потребность, которую мы сможем реализовать, посещая места глобальных трагедий, — это потребность в сопричастности, в ощущении своего «мы».

В культуре есть много традиций объединения посредством символического разделения, например, ритуал преломления хлеба. И разделенная боль общей трагедии — это мощный объединяющий фактор, часто подкрепленный объединением «против» причины трагедии, условного врага.

Наверняка у многих из вас есть собственная история особо близких отношений с человеком, с которым вы прошли через серьезное жизненное испытание, разделили негативный опыт. Темный туризм — это возможность почти сакральной сопричастности, но не с отдельным человеком, а хронотопом, олицетворяющим сообщество.

Получается, мы просто очень любопытные эгоисты?

Нет, есть еще один комплекс причин.

5. Ритуал поминовения

Для некоторых темный туризм — это современный ритуал поминовения, способ отдать дань уважения тем, кто страдал. Подобно тому, как в Средние века (да и сейчас) люди отправлялись в паломничество, современные путешественники подходят к своим поездкам с чувством глубокого уважения и скорби, превращая их в акт памяти и почтения. 

Важным будет сказать, что посещение таких мест может способствовать коллективному исцелению, создавая пространство для общей проработки исторических травм.

Все это называется коммеморативными практиками

Мемориалы и музеи, посвященные жертвам Холокоста, например, не только служат напоминанием о зверствах, которые человечество способно совершить, но и предлагают пространство для коллективных размышлений о важности толерантности, понимания и человеческого достоинства.

В Хиросиме Мемориальный парк мира не только напоминает о жутких последствиях атомной бомбардировки, но и выступает как маяк надежды на мирное будущее без ядерного оружия.

А Соловецкий камень и Коммунарка, места памяти о сталинских репрессиях, позволяют нам осмыслить советскую историю более человечно и объективно — увы, без этого болезненного процесса не может быть никакого конструирования будущего.

Темный туризм: 5 причин, почему нас тянет в Чернобыль и Аушвиц

Заброшенное колесо обозрения в Чернобыле

Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

«Тебе своих травм мало»: последствия для психики

Этот раздел стоит изучить всем, кто планирует включить темный туризм в карту своих путешествий. Будем считать это своевременным дисклеймером. 

С одной стороны, такие события предлагают уникальную возможность для глубоких эмоциональных переживаний и самопознания, а с другой — могут вызывать сложные, иногда даже травматические реакции. 

Посещение мест, связанных с трагедиями, часто вызывает у людей сильные эмоции. Это могут быть грусть, тревога, сострадание или даже гнев. Да, такое эмоциональное «пробуждение» может стать мощным катализатором личностного роста, побуждая к размышлениям о ценности жизни, важности мира и взаимопонимания.

Но не надо себя намеренно истязать

История уже случилась. Чтобы не допустить ее повторения, эмпатия и глубокое понимание исторических событий необходимы, но вот психологические травмы — нет.

Воздействие на психику не всегда бывает положительным. Для некоторых людей столкновение с трагическими историями может усилить чувство беспомощности, пессимизма или даже вызвать посттравматическое стрессовое расстройство, особенно если у человека уже есть предрасположенность и общее состояние не на высоте. 

Что делать? 

Коротко — взять с собой поддержку и психологически подготовиться к поездке.

Длинно:

  • Подготовьтесь заранее. Прежде чем отправиться в путешествие, проведите исследование посещаемого места с помощью сайтов и фотографий. Понимание исторического и культурного контекста поможет вам предположить, какие эмоциональные реакции последуют. 

  • Спокойно относитесь к эмоциям. Признайте, что чувствовать грусть, тревогу, злость и страх — нормально. Вы не псих и не «высокочувствительная барышня». Да, эти места вызывают сильные эмоции, а вы решаетесь их испытать. 

  • Разрешите себе пропускать. Если вы чувствуете, что определенные экспонаты или места могут быть слишком трудными для вас, не стесняйтесь пропустить их. Это не телешоу на выживание, а ваш личный опыт, не стоит подвергать себя лишнему стрессу, чтобы потом написать в соцсетях «Я видела все! Было страшно, но я прошла до конца». Зачем?

  • Путешествуйте с поддержкой. Если возможно, посещайте такие места в компании друзей или семьи, с которыми можно будет все обсудить. Разговоры помогают «пережить» и «прожить».

  • Воспользуйтесь услугами профессионального гида. Экскурсоводы, особенно те, которые специализируются на истории и психологическом аспекте темных мест, могут предоставить контекст в необходимом формате и количестве. Да, есть люди, чья задача — довести вас подробностями до эмоционального срыва, но в профессиональное сообщество они не входят. Уточняйте, какой эффект хотите получить, заранее. 

  • Запланируйте время для размышлений. После посещения такого места уделите хотя бы пару часов тишине. Написать текст, помолчать, погулять в тихом месте — куда полезнее, чем «рвануть» в следующий музей или торговый центр. 

Будьте осторожны с публикациями в соцсетях

Насчет контента для социальных сетей стоит сказать отдельно: иногда посещение мест, связанных с преступлениями против человечества, вызывает в нас волну гнева, которую хочется куда-то день и на кого-то излить. Пожалуйста, будьте осторожны: дайте себе время, чтобы переварить увиденное.

Пауза снизит вероятность того, что вы оскорбите кого-нибудь обвинениями в поступках давно минувших дней. История случилась. Ныне живущие люди не должны стать объектом вашей ненависти к историческому прошлому.

Совсем другое дело — концепции. Неприятие именно концепций может серьезно помочь на пути к созданию более гуманистического общества. 

  • Обратитесь за профессиональной поддержкой. Если вы заметили, что никак не можете обработать и контейнировать свои чувства после поездки, не стесняйтесь обратиться за помощью к психологу. Это совершенно нормальная практика.. 

  • Сосредоточьтесь на человеческих выводах. Подходите к посещению таких мест как к возможности для личностного роста, обучения, понимания важных концепций, а не как к способу испытать экстремальные эмоции. 

Темный туризм: 5 причин, почему нас тянет в Чернобыль и Аушвиц

Аушвиц

Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

«Вы нормальные вообще?»: этический аспект

Этические аспекты темного туризма — самое болезненное его место, где диалог ведут уже ученые, компании, зарабатывающие на индустрии путешествий, и сами путешественники.

Уважение к памяти пострадавших

Главная боль — необходимость сохранять уважение к памяти жертв. Очень важно, чтобы туристы подходили к местам коммемораций с должным пиететом и осознанием масштаба трагедии, отдавали дань уважения истории и людям. Это предполагает полный отказ от неподобающего поведения — селфи на фоне мемориалов, неуместные комментарии в соцсетях, громкий смех в залах. Вот только как «научить» людей вести себя по-человечески там, где эмоции зашкаливают?

Заработки на трагедиях

Вторая значительная дилемма связана с коммерциализацией мест трагедий. С одной стороны, получение дохода необходимо для поддержания и сохранения мемориальных мест. С другой — грань между обеспечением доступа к этим местам и их эксплуатацией в целях прибыли очень тонка.

Корректно ли продавать сувениры? Корректно ли увеличивать плату за вход? Корректно ли разрешать коммерческую съемку?

Это выгода из чужого горя или оплата работы реставраторов, историков, социологов и организаторов? Организатором очень важно придерживаться политики открытости и прозрачности, то есть четко доносить до своей аудитории, на что тратятся деньги.

Забота об интересах местных жителей

Третий вопрос — влияние на жизнь местных сообществ, то есть ситуация, когда история становится важнее текущей реальности. Важно, чтобы такой туризм был организован с учетом интересов и желаний сообществ, поддерживал их экономически, но не усугублял исторические раны.

Здесь не обойтись без диалога между организаторами туров, посетителями и «старожилами». Никому не понравится, когда по участку будут топтаться любопытные, выясняя подробности убийства пятидесятилетней давности.

Баланс между образовательной ценностью и праздным любопытством

Это ключевой же аспект этической дилеммы темного туризма.

Все это требует от организаторов туров и путеводителей виртуозных и бесконечно корректных акцентов на историческом и культурном контексте, предоставления точной информации и поощрения уважительного отношения.

Информационные материалы, экскурсии и мемориальные программы должны быть разработаны таким образом, чтобы стимулировать глубокие размышления аудитории и способствовать их обучению, а не просто «развлечению» на тему трагедий.

Вместо вывода, который вы делаете сами

Уникальные возможности требуют уникальной ответственности. 

Темный туризм — это разговор не только о прошлом, а о нас в текущей реальности. В его основе лежит парадокс: через столкновение с темнотой мы можем научиться ценить свет жизни, силу духа и стремление к более справедливому и человечному будущему. 

Но только в том случае, если была поставлена такая задача.


Возможно ли помнить не свое, а чужое прошлое? Как историческая травма влияет на жизнь тех, кто не был современником катастрофических событий? Марианна Хирш исследует глубинные механизмы передачи памяти о Холокосте через поколения, используя обширный материал послевоенной культуры — искусства, литературы и различных социальных теорий.

Марианна Хирш «Поколение постпамяти. Письмо и визуальная культура после Холокоста»
Реклама. www.labirint.ru
Анна Макарчук
Анна Макарчук

к. пс. н, директор федерального научно-методического Центра толерантности Еврейского музея

Страница ВК
Ольга Давыдова
Ольга Давыдова

Эксперт Центра толерантности Еврейского музея, педагог-психолог