«Плохая училка»
Новостные телеграм-каналы уже преступницу «плохой училкой». По данным полиции, 34-летняя Оксана, учительница географии в школе Кировского района Ленинградской области, в течение нескольких лет снимала порнографические видео с учениками, а одной из жертв стал ее собственный сын, которому на момент насилия было около пяти лет.
О случившемся в правоохранительные органы сообщил муж — дома он обнаружил видеозаписи, на которых его супруга совершала развратные действия с их ребенком. В ходе обыска были обнаружены и другие ролики, где жертвами были ученики.
За последние месяцы это не единственный случай. В сентябре в Кировске 54-летний учитель игры на гитаре: он в течение нескольких лет совращал одного из своих учеников. Насилие происходило не только в классе, но и даже дома у преподавателя, куда тот приглашал ребенка для дополнительных занятий.
Еще один случай произошел в Челябинске: в августе года там проверка в отношении учителя русского языка и литературы. По данным журналистов, о преступлении сообщила мать пострадавшей ученицы. Согласно СМИ, педагог вывез ребенка на кладбище, где совершил над ней сексуальное насилие и пригрозил убить, если та кому-то об этом расскажет. Девочка запомнила лишь приметы автомобиля — полицейские установили, что машина, в которой находилась школьница, принадлежит ее учителю.
«Не всегда травма видна со стороны»
Селена Валявкина, психолог, реляционный психоаналитик
С какими последствиями сталкиваются дети, ставшие жертвами сексуального насилия?
Весной 1896 года Зигмунд Фрейд прочитал доклад «Этиология истерии», в котором впервые в истории указал на физические и психологические последствия насилия над детьми — в том числе и насилия сексуализированного характера. До Фрейда регистрировали только физические последствия — например, летальный исход или увечья.
Фрейд установил, что пациентки и пациенты, которые сталкивались с насилием со стороны ближайших членов семьи и домочадцев, как следствие имели психические расстройства — тогда их называли «истерией», а в современном понимании они больше напоминают пограничное расстройство личности. Доклад Фрейда научное сообщество приняло с равнодушным молчанием, так как его идеи было слишком тяжело переварить и усвоить: как ближайший родственник, например отец, мать или кто-то из сиблингов, может допустить насилие над ребенком?
Со времен этого доклада прошло больше века: информации, накопленной психологами, стало достаточно, чтобы подтвердить гипотезу Фрейда. Действительно, жертвы сексуального и физического насилия в детстве часто страдают рядом симптомов. К ним относятся:
алекситимия (затрудненное вербальное выражение своих эмоций);
самоповреждающее поведение;
расщепления личности;
суицидальные тенденции;
аддикции;
психопатия;
пограничные, нарциссические и прочие расстройства личности.
Часто жертвы насилия, вырастая, сами становятся акторами насилия, это помогает им справиться с чувством беспомощности. Также часто у них нарушается понятие границ, в том числе границ тела. Многим жертвам насилия свойственно испытывать невыносимое чувство вины и стыда. В случае, если после насилия развивается посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), человека преследуют флешбеки, истерики, расстройства адаптации и настроения, социальная тревожность и прочие симптомы. По сути, это поведение человека, который раз и навсегда усвоил, что мир вокруг представляет опасность.
Как помочь ребенку, пострадавшему от сексуального насилия?
Если стало известно, что ребенок подвергался или подвергается насилию со стороны взрослого, во-первых, изолировать ребенка от насильника, даже если им является член семьи.
Во-вторых, необходимо обеспечить ребенку полноценную длительную психотерапию. Родители нередко судят о нормальности ребенка по своим субъективным представлениям (ест, спит, в школу ходит, значит, все в порядке). Но не всегда травма видна со стороны: после насилия ребенок может стать жертвой маскированной депрессии и не проявлять заметных симптомов психического страдания, возможно, даже до тех пор, пока не произойдет еще один стрессовый случай, который разрушит и без того шаткий баланс психологического равновесия травматика.
По этой причине очень важно не пренебрегать помощью специалистов, направить ребенка в психотерапию и пройти весь необходимый курс, не обрывая лечения раньше времени, чтобы последствия травмы можно было предотвратить на самой ранней стадии.

Психолог, реляционный психоаналитик, ведущая терапевтических групп и семейный психолог, член Международной ассоциации реляционного психоанализа
Личный сайт