Невозможность уединиться, неделикатность детей или взрослых – в летнем лагере есть и другие причины для детских слез, но главная из них – отсутствие родителей, способных утешить и защитить.
«Я тосковал по дому, по своим вещам, по родителям, мне было тяжело оттого, что я не мог запросто из лагеря уехать. Особенно грустно было по утрам: я вставал задолго до подъема и уходил в лес, пускал кораблики в ручье и наблюдал за белками», – вспоминает 32-летний Борис.
«По маме я скучала. Но понимала почему-то, что должна терпеть, никому этого не показывать, в том числе и маме», – вторит ему 30-летняя Евгения.
В лагере ребенок вынужден справляться с самыми разными ситуациями. Как, впрочем, и в школе – только тут он возвращается по вечерам домой, где можно рассказать, что произошло, и получить помощь и совет.
«Детям иногда приходится переживать трудные и неприятные моменты, это может помочь осознать несовершенство мира, понять, что люди и ситуации бывают разные, иногда негативные», – считает клиент-центрированный терапевт Марина Хазанова.
Отправляя ребенка в лагерь в первый раз, постарайтесь определить, насколько он готов к разлуке
В каком-то смысле, возможно, даже хорошо, что такие переживания случаются вдали от родителей, – ведь они скорее всего захотели бы вмешаться. Когда их рядом нет, ребенок учится по-своему противостоять невзгодам, доверять себе и оставаться самим собой.
«Летнее расставание может быть болезненным и одновременно стать этапом развития ребенка, – продолжает Марина Хазанова. – Ведь индивидуальность рождается из общения с собственным опытом».
Отправляя ребенка в лагерь в первый раз, постарайтесь определить, насколько он готов к разлуке. «Оптимальный возраст для такой поездки – восемь лет, – считает возрастной психолог Галина Бурменская, – но следует учитывать индивидуальные особенности ребенка. Для общительных, контактных детей поездка в летний лагерь станет важным этапом взросления. А не слишком уверенных в себе, обидчивых такой опыт может дезориентировать, поэтому лучше отложить его на более поздний возраст».
Принять разлуку
Летний лагерь для многих – первое длительное расставание с родителями, их горестная «потеря»: ребенок учится жить без опеки мамы и папы, вдали от их любви. Пусть в первые дни, особенно по вечерам, бывает грустно и одиноко, но разговоры по душам или безудержный смех в палате после отбоя быстро становятся своего рода компенсацией за привычный мамин поцелуй перед сном.
«Ребенок должен пережить эту разлуку, а для этого ему необходимо научиться действовать самостоятельно, – поясняет возрастной психолог Галина Бурменская. – Принимая неизбежность расставания, ребенок одновременно открывает новый мир, новые отношения. Он может проявить себя, попробовать жить по-своему».
В прежние годы в пионерлагерях были две особые радости, связанные с родителями: родительские письма и «родительский день». И то, и другое было сюрпризом, предметом надежды и ожидания. Многие из нас вспоминают, как и 29-летняя Леся, «родительские наезды с пирожками, персиками и прочими вкусностями».
Теперь летние смены стали короче, лишив смысла «родительские дни», мобильные телефоны заменили письма, но остается радость встречи после смены.
«Это был кайф возврата домой, – вспоминает 37-летняя Юлия. – Тебя ждут с подарками и всегда с каким-то особым угощением, а ты достаешь свои грамоты и медали – было действительно здорово!»
Задача воспитания – помочь ребенку повзрослеть, отделиться от родителей. Поездка в лагерь в этом отношении дает уникальные возможности. Во-первых, ребенок осознает, что родители его любят и думают о нем даже на расстоянии. Во-вторых, освоившись в разлуке с ними, он начинает сожалеть… уже о расставании с новыми друзьями.
«Расставания – единственное, что оставляло у меня ощущение грусти, – признается 37-летняя Наталия. – Разлука с родителями при отъезде в лагерь, прощание с друзьями, когда надо возвращаться… Мы обменивались адресами, обещали встречаться – печаль и радость встречи смешивались, заполняя душу целиком!»
Завязывать отношения
Дружба на одно лето, влюбленность без будущего – лагерь дает детям возможность испытать мимолетные, но оттого не менее сильные чувства. И этот первый опыт личных отношений не может не влиять на развитие личности.
«Каждому ребенку необходимо глубокое общение со сверстниками, – говорит Галина Бурменская. – В хорошем лагере совместные занятия позволяют детям лучше узнать друг друга. Они не только знакомятся, но и могут выбирать тех, у кого такие же вкусы, чаяния, пристрастия».
Главное в этих новых отношениях то, что они возникают вдали от родителей, совершенно свободно. И что с того, если избранник оказывается не самым примерным членом отряда! Выбирая самостоятельно, ребенок освобождается от влияния родительских суждений и мнений, «опробует» свою независимость.
Взрослым стоит смириться с тем, что не все поддается их контролю. Возможно, сын или дочь со временем разочаруются в собственных симпатиях, но этот выбор помогает им взрослеть.
Жить в коллективе
Сам факт принадлежности к коллективу, необходимость жить в соответствии с его порядками и законами изначально воспринимаются разными детьми по-разному. Так, 27-летняя Ирина с удовольствием вспоминает, как «чувствовала себя членом команды – помогала придумывать конкурсы, организовывать соревнования и вечера», а 30-летней Евгении ее первый в жизни летний пионерский отряд казался «каким-то случайным подбором чужих людей».
«Общение в детском коллективе позволяет ребенку на своем опыте освоить важные истины, – продолжает Марина Хазанова. – Хочешь жить мирно – не провоцируй других. Играй по правилам, если ты их принимаешь, или не играй, если тебе они не нравятся. Держи слово, и тебя будут уважать. Так ребенок самостоятельно учится жить среди других людей и выстраивать с ними отношения».
Уметь постоять за себя
Ребенок не всегда готов самостоятельно разобраться в том, как себя вести в новой ситуации и выйти из нее без потерь. Поговорите с ним заранее о возможных трудностях. Два наиболее вероятных испытания, которые ему предстоят, – тоска по дому и конфликт с другими детьми. В обоих случаях главным может стать ваш совет – искать опору в самом себе.
«В ситуации конфликта, когда ребенок не знает, что делать, возможно, ему стоит отстраниться от происходящего и начать «внутренний» разговор с кем-то из родных – с членом семьи, с тем, с кем он обычно обсуждает свои проблемы, – подсказывает Марина Хазанова. – Представив, что бы сказал и как бы поступил этот человек, ребенок скорее всего сможет лучше понять происходящее и не будет чувствовать себя беспомощным».
«Мне было восемь лет, когда я первый раз поехала в лагерь, – вспоминает 37-летняя Юлия. – Соседки по палате вытащили у меня и спрятали моего мишку. Я была в отчаянии, но не заплакала: решила не подавать виду, что мне больно. Я мысленно с ним простилась, смирилась с тем, что больше его не увижу. Это было мучительно, но эффективно. Когда эти вредины увидели, что пропажа меня не задевает, они сами мне его вернули. После этой истории я резко повзрослела. Я осознала, что могу сама себя защитить».
«В летнем лагере ребенку приходится искать выход из разных ситуаций, отстаивая при этом собственное достоинство и то, что ему дорого, – объясняет Марина Хазанова. – Он учится соразмерять нанесенную обиду и свои ответные слова или поступки».
Такие испытания дают ему шанс научиться отстаивать себя и оценивать собственные силы. У ребенка, которому удалось выйти из трудной ситуации без помощи родителей, возникает ощущение самодостаточности и уверенности. Он будет с большим уважением относиться к себе и своим границам.
Осваивать новые модели общения
Летний лагерь – самое подходящее место для того, чтобы дети – особенно подростки – учились обмениваться мнениями, спорить, отстаивать свою точку зрения – между двумя заходами в речку или во время вечерних посиделок.
«Почти все мои школьные каникулы прошли в разных лагерях, – вспоминает 40-летняя Вероника. – Из вожатых, конечно, в памяти остались лишь самые любимые: Юра, который пел с нами под гитару, Марина, которая вела драмкружок. А остальные… я просто старалась, чтобы они не мешали мне жить своей жизнью».
«Те, кто не был лидером в школьной жизни, здесь имеют шанс выйти из привычной роли и самоутвердиться в общении», – считает Галина Бурменская. В отношениях с новыми людьми дети нередко раскрываются в новом качестве.
Не только с приятелями, но и с вожатыми – взрослыми, которые гораздо ближе к подросткам по возрасту, чем родители, и которые, соответственно, больше подходят на роль товарищей. Они могут стать одной из первых позитивных и близких ребенку моделей поведения за пределами семьи и школы. Но даже если вожатый далек от идеала, отношения с ним тем не менее помогают ребенку строить себя.
Стать самостоятельным
Да, в летнем лагере надо вставать по горну, убирать территорию или дежурить по дружине – все не так, как дома. Сравнивая эти два мира, ребенок может со стороны взглянуть на то, как проходит его обычная домашняя жизнь.
В то же время он наверняка по-новому оценит то, что дома у него есть своя комната, свои игрушки и компьютер, мама или бабушка, которые готовят лучше, чем повара в общей столовой... Но взрослеет ребенок именно потому, что мамы с папой нет рядом, чтобы заправить постель или помочь собрать рюкзак.
Лагерь – прекрасная школа самостоятельности и ответственности. Не исключено, что по возвращении родители смогут оценить ее плоды: о чудо – после обеда ребенок по собственной инициативе убрал со стола посуду!
Не бойтесь!
- Выберите короткую смену: две недели для ребенка восьми-девяти лет. Предложите ему поехать в лагерь с кем-нибудь из его приятелей.
- Пусть ваш ребенок участвует в выборе лагеря и подготовке к поездке, тогда он сможет воспринимать ее как «свое дело».
- Не имеет смысла передавать через вожатых написанные заранее письма и ежедневно звонить. Договоритесь с ребенком созваниваться в определенный день недели.
- Постарайтесь убедить себя, что ему будет полезен опыт самостоятельности, – ведь это действительно так!
- Договоритесь с вожатыми о том, как вы сможете связаться (с ними и ребенком), если что-то будет вас тревожить.