Елена Сивкова
Филолог, психолог, редактор сайта Psychologies.ru
«Внутренняя ведьма» есть в каждой женщине

Сила внутри нас

Наверное, каждая женщина может вспомнить ситуацию, когда она чувствовала силу, которая пробуждается внутри в моменты, когда, казалось бы, жизненная энергия иссякла и осталось только подчиниться судьбе. Возможно, вы несколько месяцев или лет жили с абьюзером, но однажды поняли, что больше так не можете, собрали вещи и ушли. Или были безответной и кроткой, и на вас «ездили» все родственники, пока вы не сказали «стоп». А может, однажды поняли, что ваша работа слишком скучна, уволились одним днем и нашли себя в творчестве.

Та же сила пробуждается в нас, когда мы танцуем дома от радости, выбивая ритм босыми ногами на паркете, когда в постели с любимым человеком теряем голову от страсти и перестаем думать, что приготовить на завтрак и как выглядит целлюлит на бедрах. Или просто поем в душе, не заботясь о попадании в ноты, потому что этот голос идет из глубины естества. Вероятно, это и есть голос «внутренней ведьмы». И здесь нет никакой чертовщины или эзотерики. Это метафора, образ, который используют некоторые психотерапевты, описывая ту женскую энергию, которой каждая из нас наделена от природы.

Она неудобна другим, мешает быть покорной и следовать чужой воле. Бывает неуправляемой и разрушительной, в первую очередь потому, что мы редко умеем жить с ней в гармонии. На протяжении многих веков мужчины, а вслед за ними и мы сами боролись с ней, пытаясь загнать в подполье часть души. В этой войне женщин отправляли на костры инквизиции, запирали в монастыри как в тюрьму, заставляли быть смирными и слушаться родителей, учителей, мужа, старших родственников, блюстителей нравственности.

Многие научились жить в рамках отведенных обществом ролей и потеряли контакт со своей «ведьмой». Ее похоронили под горой социальных условностей, хороших манер, «правильных» слов. Но, когда умирает часть души, мы теряем равновесие. Нам трудно обрести гармонию и сделать внутренний мир устойчивым. Сложно блюсти личные границы, потому что именно этот голос говорит «нет» в ответ на бесцеремонное вторжение и даже может атаковать.

С полумертвой душой невозможно заниматься творчеством и в полной мере реализовать себя, потому что именно эта энергия и подталкивает к поиску, переменам, отвергает ставшие тесными рамки, помогает разрушать старое и строить новое. Можно ли пробудить свою «внутреннюю ведьму» и подружиться с ней?

«Роза Марена»

У Стивена Кинга есть роман, который некоторые критики назвали одним из лучших в списке бестселлеров по версии The New York Times. Сам Кинг не считал это произведение достижением. Но, по его собственному признанию, это тот самый случай, когда книга «пишется сама». Психоаналитик сказал бы, что речь идет, очевидно, о коллективном бессознательном. Талантливый писатель — мужчина — сумел раскрыть глубокую женскую тему.

Героиня романа, Рози, живет с мужем-психопатом и покорно сносит страшные проявления его жестокости. Из-за побоев у нее произошел выкидыш и она лишилась ребенка. Кажется, женщина психологически сломлена — она скована страхом, а побег кажется невозможным, потому что муж работает в полиции, занимается розыском пропавших людей и кажется жене всемогущим и всесильным.

Но спустя много лет такой жизни Рози внезапно осознает, что может погибнуть, и сбегает. С помощью неравнодушных людей она пытается построить новую жизнь. В руки к ней попадает картина «Роза Марена», которая мистическим образом открывает героине путь в параллельный мир — метафору бессознательного в самой Рози.

Пройдя испытание внутри картины, Рози спасает дитя изображенной на ней женщины — ее двойника. Именно этот контакт с собственным бессознательным и символическое восстановление связи со своим внутренним ребенком дают героине возможность дать отпор мужу, который явился убить ее. Двойник из картины — безумная и наполненная мистической силой Роза Марена, убивает тирана.

Но недостаточно найти и пробудить свою «внутреннюю ведьму». Ее силой, подчас неукротимой, нужно научиться управлять. Героине романа удается вырастить дерево из семечка, полученного от двойника, которое помогает ей обрести гармонию. Так же и женщине, которая почувствовала в себе это сильное, подчас безумное начало, важно научиться ладить с ним. То есть «подружиться» со своей ведьмой.

«Внутренняя ведьма» есть в каждой женщине

«Чтобы создать что-то новое, нужно разрушить пустоту»

Екатерина Галкина, клиент-центрированный терапевт

Мне нравится метафора «внутренняя ведьма», она дает подсказки о том, что это за часть нашей души. Причем она есть как у женщин, так и у мужчин.

Давайте посмотрим непосредственно на образ ведьмы, кто же она? Ведьмами считали женщин, которые стояли в стороне от социума, жили в согласии с природой как внешней, так и внутренней. Эти женщины пугали и притягивали одновременно, умели исцелять. Обладали особыми знаниями и творческими, в широком смысле, способностями.

Творчество — это всегда диалог между созданием и разрушением. Чтобы создать картину, нужно разрушить белое полотно; чтобы создать песню, нужно разрушить тишину. И возможно, чей-то покой. Чтобы создать что-то новое в жизни, новые ли это отношения или новый проект, нужно разрушить пустоту или те преграды, которые стоят на пути.

Однако у многих женщин с этим возникают сложности. Вы спросите меня, почему? Потому что хорошие девочки ничего не ломают. Все мы рождаемся творческими, однако не всем нам удается сохранить хороший контакт со своей творческой частью. Слышали ли вы когда-нибудь в свой адрес такие слова: «рисует как курица лапой», «тебе лучше не петь, медведь на ухо наступил»? Тогда, скорее всего, вы отказались от свободы выражать себя, следовать своим внутренним импульсам, быть видимой. В такие моменты приходит желание не высовываться, быть хорошей девочкой.

Антрополог Энджелес Эрриен рассказывает, что в некоторых народах обычно задают такие вопросы: «В какой момент жизни ты перестал петь? Когда ты перестал танцевать? Когда ты перестал испытывать очарование от рассказов? И когда ты начал чувствовать себя не в своей тарелке в сладостном пространстве молчания?» Энджелес Эрриен говорит, что, согласно их верованиям, именно тогда человек начал терять свою душу. На современном языке мы могли бы назвать это депрессией, потерей витальности, опустошением.

Натали Роджерс, американский психотерапевт, пишет: «Ключ, открывающий источник нашей творческой энергии, лежит в глубочайшем принятии себя. Отдав средоточие этой мудрости в руки других людей, мы низводим себя до жизни, суть которой будет состоять в том, чтобы понравится окружающим. Женщины отчасти знают, насколько разрушительно это бывает».

Как вы думаете, заботит ли нашу внутреннюю ведьму, нравится ли она окружающим? Я думаю, что нет. Что же будет, если мы ослабим контроль и позволим себе выражать себя свободно? Не приведет ли это к еще большей беде? Ведь мы все еще живем в обществе. Конечно, нам важно чувствовать себя свободными и в то же время не отвергать условности социума. Но чем дольше и тщательнее вы скрываете свои разрушительные импульсы, тем сильнее они становятся, как в истории с «Розой Мареной». Лишь признав их, мы присвоим эту силу и сможем осознанно распорядиться ею в мирных целях.

Только безусловное принятие себя и самых разных своих импульсов дает нам способность с таким же принятием относиться к другим. Что, в свою очередь, дает возможность сблизиться с людьми и успешно адаптироваться в обществе.

Практика 1 (длинная) «Коллаж»

У всех нас есть понимание, какие мы и чего в нас нет. Как же нам ощутить присутствие нашей внутренней ведьмы, той творческой части, которую мы скрываем даже от себя? Сделайте коллаж, используя журнал или даже документ Word. На одном листе напишите «Это я» и поместите на него картинки, которые вам соответствуют. Другой лист назовите «Не я» и там будут картинки, которые точно не про вас. Посмотрите на то, что получилось. Посмотрите на тот лист, который называется «Не я». Позвольте себе наполнится чувствами, которые вызывает этот коллаж. Выпишите чувства, которые испытываете.

Практика 2 (быстрая) «Танец рук»

Тут тоже будем использовать «Это я» и «Это не я». Изобразите движениями кистей рук, какая вы (плавные движения, медленные, быстрые). Уделите этому 1-2 минуту, протанцовывая руками настоящую себя. А теперь сделайте то же самое, но теперь станцуйте «Это не я». Это тоже займет пару минут. Отметьте, как вы себя чувствовали, когда танцевали второй танец, насколько это было не похоже на то, что вы о себе знаете. Какие остались ощущения в теле эмоции от второго танца?

Ключ

Мы рождаемся целостными, но под давлением общества часто прячем от других и даже от себя те части своей души, которые неугодны обществу. Обратите внимание на свои чувства и ощущения в теле, когда вы смотрите на коллаж или танцуете ту часть, которая называется «не Я». Возможно, вы ощутите умиротворение и спокойствие или наоборот энергию. Позвольте вашей внутренней ведьме передать вам послание. Напишите на листе бумаги слово или фразу, которая пришла вам в голову, когда вы смотрите на коллаж или танцуете танец рук.

Что почитать

Кларисса Пинкола Эстес «Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях», Натали Роджерс «Творческая связь. Исцеляющая сила экспрессивных искусств».

Екатерина Галкина

Об эксперте

Екатерина Галкина — психолог, психотерапевт экспрессивными искусствами, клиент-центрированный терапевт. Ее страница.