Я переехал(а) в Турцию: три истории, рассказанные спустя разное время проживания
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

«Законы здесь стремительно меняются, и не в нашу пользу»

Илья (31 год, программист и трейдер), Алена (28 лет, косметолог)

Илья: «До знакомства с Аленой Турция меня не привлекала. Впервые я оказался здесь, приехав на футбольный матч, и мне не понравилось. Казалось, во всем царит хаос, с местными жителями невозможно договориться. Уже тогда я задумывался о том, чтобы совмещать работу онлайн с путешествиями, и решил: «Здесь не останусь точно». Сейчас, когда мы живем на Анталийском побережье уже третий год, смешно об этом вспоминать.

Алена Турцию обожала, поэтому в наш первый совместный отпуск зимой я оказался с ней в этой стране. Путешествовали мы на машине, и я оценил природную красоту, великолепную еду, то, что феврале можно сидеть у моря и греться на солнце. Турция стала нашим любимым направлением — могли сорваться и приехать на выходные. Алена была инициатором того, чтобы мы сюда перебрались». 

Алена: «Поворотным моментом стала пандемия. Я потеряла близкого человека и многое тогда для себя пересмотрела. Возникло ощущение хрупкости и скоротечности жизни: если что-то не сделать сейчас, потом может не наступить. А я мечтала просыпаться и видеть море.

Для Ильи переезд в плане бизнеса не представлял труда — он в состоянии работать онлайн из любой точки мира. А вот моя профессия связана с индустрией красоты, и я понимала, что будет нелегко получить разрешение на работу. Очень помогали чаты в телеграм-каналах — это бесценный кладезь информации и помощи друг другу.

Первых клиентов я легко нашла среди русскоговорящих девушек, которые привыкли к нашим мастерам и качество услуг в турецких местах их не удовлетворяло. Законы здесь защищают местный бизнес, и открыть что-то свое не так просто, тем не менее я вижу, что при трудолюбии и предприимчивости все возможно.

Сейчас я легально работаю в одном из салонов, открытых нашими соотечественниками

И в перспективе, как только мы с подругой получим необходимый опыт и будем точно знать, что нам одобрят вид на жительство, хотим начать свое дело.

Пока ситуация неопределенная, ведь в этом году необходимые документы иностранцам перестали легко продлевать только на основании аренды квартиры. Некоторые районы даже закрыли для возможности покупки или съема жилья. Так власти пытаются защитить местных жителей, пострадавших из-за того, что неожиданный приток мигрантов взвинтил цены. К сожалению, многие, кто уже обжился на этом месте, вынуждены срочно менять планы. Мне все чаще говорят мои клиенты: «Прости, но это наша последняя стрижка. Нам не продлили визу». 

Илья: «Неопределенность, возникшая сейчас в Турции в отношении нас, «ябанджи» (иностранцев), как принято здесь говорить, основательно омрачает ситуацию. Мы сами сидим и ждем ответа по визе. Тем, кто только задумывается о переезде, важно иметь это в виду.

Знаю истории, когда квартиры здесь покупали через интернет, напрямую от застройщиков, не подозревая, что дом в Турции легко может начать строиться и не достроиться никогда. Легкое отношение к жизни местных жителей, которое приятно в общении, в этом вопросе может стоить вам слишком дорого.

Я переехал(а) в Турцию: три истории, рассказанные спустя разное время проживания
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Многие здесь несколько идеализируют турок, их улыбчивость, внешнюю к нам расположенность. Мне кажется, тут часто включается восточная игра, к которой мы, северяне, просто не готовы. Мы экономически выгодны продавцам товаров и услуг, и за это они будут многое терпеть.

Как-то с другом, который понимает турецкий, мы были свидетелем сценки, когда нашим соотечественникам с улыбкой говорили отнюдь не приятные слова, а они по незнанию принимали это за добрые намерения. Я не назвал бы это лицемерием, здесь просто другие правила игры. 

Отчасти из-за наплыва мигрантов у них в четыре раза взлетели цены на недвижимость. Конечно, нас не будет за это искренне любить никто, кроме тех, кто напрямую на этом зарабатывает. Не будем забывать: мы не граждане этой страны. Нужно быть готовыми, что завтра мы проснемся, а законы стремительно изменятся. И не в пользу иностранцев».

«Здесь есть нечто, что не измерить в деньгах»

Алексей, пенсионер (69 лет)

«Мы с женой задумались о переезде из Петербурга уже после того, как вышли на пенсию. В основном из-за неласкового питерского климата. И поступили как в бессмертных строчках Иосифа Бродского: «Если выпало в империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря». Рассматривали разные страны и пришли к выводу: именно в Турции плюсы перевешивают минусы.

Выбрали район Алании. Помимо практических соображений (возможность жить на пенсию, доступность жилья, свежие фрукты и овощи круглый год, большая русскоязычная община, в том числе людей нашего возраста), здесь есть и еще нечто, что не измерить в деньгах. Это облака на неизменно ясном небе, солнечность, море. На душе от этого становится как-то легче.

И даже если из-за инфляции цены неизбежно растут, мы готовы затянуть пояса, но все равно здесь оставаться

Турки очень позитивные люди, что тоже подкупает. Еще 15 лет назад мы с женой арендовали машину и проехались по самым отдаленным, не туристическим местам. И почти кругом встречали понимание, дружелюбие, готовность помочь. То, какую они проявили самоорганизацию и взаимовыручку после землетрясения, о многом говорит. 

Часто нас спрашивают, не одиноко ли нам здесь. Если у вас хотя бы минимальные знания в использовании интернета, то в многочисленных русскоязычных чатах вы легко найдете и полезные советы, и людей со схожими интересами. Есть и традиционные места встреч. Здесь много магазинов, кафе, парикмахерских, открытых нашими соотечественниками.

И все-таки пожилым людям, которым чаще приходится обращаться к медицинским услугам, важно быть готовыми к тому, что стоимость хороших частных страховок довольна высока и из-за растущей инфляции постоянно поднимается. В государственных же клиниках всегда большие очереди, и вам не сразу окажут необходимую помощь.

Я переехал(а) в Турцию: три истории, рассказанные спустя разное время проживания
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Когда жена лечила зубы, столкнулась с ситуацией, очень похожей на то, что происходит на базаре, где каждая сторона устанавливает свою цену и она может творчески меняться (в пользу продавца). Стоимость лечения постоянно пересматривалась.

Хватает ли нам пенсии? Скажу честно, если бы мы с женой не купили здесь квартиру, а это было для нас серьезным финансовым решением, то снимать ее было бы затруднительно. Поэтому, прожив здесь год, мы продали наше жилье в Петербурге и приобрели в Алании. В любом случае, прежде чем бросать здесь якорь, приезжайте и поживите хотя бы полгода, чтобы понять, ваше ли это место». 

«Не нужно ни с близкими, ни с самим собой играть в показную игру „Мне не бывает здесь грустно"»

Алиса, дизайнер (32 года)

«Решение о переезде я приняла в марте прошлого года, когда все и в стране, и в мире стремительно менялось. Одновременно с этим я переживала собственную драму расставания с человеком, с которым, как надеялась, мы будем вместе. В такие моменты кто-то впадает в апатию, у меня же, наоборот, появилось желание что-то в жизни изменить. На собственном примере показать моему сыну, что никогда не надо ничего бояться.

Я переехал(а) в Турцию: три истории, рассказанные спустя разное время проживания
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

В Турции я до этого была один раз, и мне очень понравилось, хотя понимала, что туризм и жизнь на постоянной основе — разные вещи. Дала себе неделю на сборы для того, чтобы меня не одолели страхи и сомнения (да, они у меня, как у любого человека, конечно же, были). Выбрала город Мерсин. Он показался наименее туристическими, и в то же время там уже жили наши соотечественники. Помню, как я расписала все дела на ближайшие семь дней: забрать документы из школы, купить чемодан, поменять деньги. 

Да, меня упрекали в том, что я безответственно отношусь к ребенку, увожу его в незнакомое место, где у меня нет связей, жилья и никто не ждет. Я же считаю, что показываю ему пример легкого отношения к жизни, того, что всегда все можно изменить. Считаю это в воспитании тоже очень важным. 

Когда мы с приключениями и многочисленными пересадками наконец прилетели и увидели набережную, мне показалось, что я во сне

Было ощущение какого-то воздушного счастья. Прошел год, и я не пожалела, что так поменяла свою жизнь. Мой сын, которому восемь лет, легко адаптировался, и в этом ему помогли его ровесники. Поначалу он стеснялся, что не говорит на языке, но они сами инициировали общение, приглашали поиграть в футбол.

Дети здесь очень открытые, умеют и со взрослыми строить диалог. «Как у вас дела? Приходите к нам в гости» — я часто слышу это от турецких друзей сына. Здесь ребенка можно одного отпустить гулять, и это будет безопасно.

В Саратове я была визажистом, но понимала, что без разрешения на работу в Турции заниматься этим можно только нелегально. Это не входило в мои планы, и я реанимировала свою первую профессию графического дизайнера. Работаю удаленно.

Мы живем здесь чуть больше года, который делился на этапы. Первое время — эйфория

Ты ходишь, впитываешь новую атмосферу, наслаждаешься природой, едой, близостью моря. А еще многие товары, произведенные здесь, кажутся дешевле. Хочется купить и одежду, и косметику, и все для нового дома. Когда потом подсчитываешь, понимаешь: многое было лишним и траты оказались бездумными.

В этом мне признавались и мои знакомые. Тут сказывается напряжение переезда, после которого хочется расслабиться и просто получать от жизни удовольствие. Однако эти деньги могли бы пригодиться для более насущных вещей: высоких коммунальных платежей, страховок, многочисленных непредвиденных расходов.

Я переехал(а) в Турцию: три истории, рассказанные спустя разное время проживания
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Когда начинается вопрос с документами, сразу перестаешь чувствовать себя курортником и понимаешь, что ты уже здесь живешь. Эта стадия тоже давала энергию. А потом наступило лето, и из-за изнуряющей жары мы оказались буквально заперты в четырех стенах с кондиционером. Тут меня начали одолевать грустные мысли и ностальгия по дому. Это, как я сейчас понимаю, нормальная реакция на то, что очень устаешь от жары и отсутствия общения. Главное — пережить эти эмоциональные качели.

А еще я поняла: не стоит с близкими и с самим собой играть в показную игру «мне не бывает здесь грустно». Вы никому не должны ничего доказывать, и у вас могут быть трудные моменты. Если в этот момент вы звоните домой в поисках поддержки, а в ответ получаете: «А я тебе говорила/говорил, что это безумная идея», лучше на время прервать общение с такими людьми. Окружить себя теми, кто действительно готов поддержать».