Зачем мы на самом деле ходим в рестораны: 5 причин
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

1. Безопасность

Эту психологическую потребность наиболее успешно удовлетворяют недорогие сетевые рестораны. Как бы ни камуфлировал McDonald's свою суть под слоганом «Весело и вкусно», ходят в такие заведения, потому что у них, во-первых, понятная еда, корпоративные стандарты и практически нулевая возможность отравиться. Во-вторых, безопасная атмосфера.

В сетевом фастфуде риск почувствовать себя недостаточно платежеспособным, недостаточно соответствующим месту сведен к нулю. Поэтому можно сказать, что в таких ресторанах мы удовлетворяем потребность в безопасности: просто едим.

2. Принадлежность

Пожалуй, одна из самых популярных потребностей, удовлетворяемых именно в ресторанах. В первую очередь тут можно говорить о ресторанах для определенных групп людей, например веганов или, наоборот, фанатов мяса; артистов или творческой молодежи — как тут не вспомнить кафе «Сюр» с бабушкиными стульями и гаражными воротами!

Однако чаще всего для того, чтобы ощутить себя частью комьюнити, мы идем в рестораны у дома. Урбанисты еще называют их «третьим местом»: больше всего времени мы проводим дома, на работе и в этом самом заведении в своем районе. Тут можно встретить знакомых, посидеть с друзьями без особого повода, провести время с семьей. В России этот тренд только зарождается, а если посмотреть американские ситкомы, то половина действия сериалов часто проходит в таком вот «третьем месте». Здесь мы едим, чтобы пообщаться и почувствовать себя частью сообщества.

Иногда люди специально выбирают заведения социальным классом выше, чтобы примериться к тому обществу, в которое сознательно или бессознательно они стремятся попасть. Это желание принадлежать к определенному классу, реализуемое через поход в ресторан.

3. Уважение

На потребности в уважении многие рестораны выстраивают свой бизнес. Самый яркий пример — кофейня Starbucks, чьи создатели придумали писать имена посетителей на их стаканчиках с кофе. Ведь нет звука слаще, чем звук собственного имени! В некоторые рестораны посетители ходят даже не на шеф-повара, а на конкретного официанта, которому можно сказать: «Приготовьте как обычно» или «Сделайте как я люблю». И все сделают так, как надо именно этому гостю. А он в такой момент получает эмоциональное поглаживание: меня тут знают и уважают мои вкусы.

Рестораны, которые делают ставку на эту потребность, обычно много работают с персоналом, стараются максимально снизить нормальную для отрасли текучку кадров. Владельцы знают, что к ним ходят за едой в соусе из подчеркнутого уважения к конкретному гостю.

4. Красота

Почти любой ресторан, так или иначе, старается удовлетворить потребность своих гостей в красоте. Но отдельные заведения сделали это своей «фишкой»: дизайн интерьера, цветовые сочетания, посуда, сервировка, подача блюд — все действо направлено на то, чтобы радовать глаз и вызывать эмоции. Красота в ресторане может быть разной: кто-то создает романтичные пространства, кто-то — подчеркнуто минималистичные. Но все это ради красоты.

Говоря о красоте в ресторанах, нельзя не сказать о том, что они развивают эстетический интеллект у своих гостей. Впервые этот термин ввела в обиход в своей одноименной книге председатель совета директоров североамериканского подразделения LVMH Полин Браун. Рестораны демонстрируют другой уровень нормы: более тщательную, чем это обычно принято дома, подачу блюд, продуманные детали сервировки стола. Со временем картинка становится привычной, сознание и быт тоже начинают потихоньку подтягиваться к новым нормам. В таких местах еда становится проводником в мир прекрасного.

5. Самореализация

Это почти ключевая потребность, которую можно реализовать с помощью еды. И речь в данном случае идет не только о ресторанах, хотя для шеф-поваров приготовление еды — это искусство, процесс работы с цветами, фактурами и вкусами, попытка донести свои историю и философию через продукты. Не зря таким популярным форматом стал chef’s table, когда гости могут стать зрителями, приобщиться к искусству приготовления еды. Они становятся частью самореализации артиста-повара.

Но самореализация через кулинарию ближе, чем кажется. Люди, которые относятся к приготовлению еды не как к докучливой обязанности, а как к увлекательному процессу, тем самым реализуют свой творческий потенциал. Более того, кулинарные курсы по популярности могут поспорить с рисованием, музыкой и танцами. Многие из нас готовят, чтобы реализовать свои творческие амбиции или выразить эмоции: любовь, заботу, превосходство, злость, да что угодно.

Перефразировав известную фразу, можно резюмировать: «Скажи мне, в какие рестораны ты ходишь, и я скажу тебе, чего тебе в жизни не хватает».

Наталья Милеенкова
Наталья Милеенкова

Психолог, ресторанный эксперт